На прошлой неделе наше общество бурно радовалось урегулированию отношений между центром и Аджарией. После того, как председательница парламента бросила между конфликтующими белый платок, Аджарию посетил и президент Грузии. Он говорил с Асланом Абашидзе четыре часа, а после встречи заявил, что экономические санкции, наложенные на Аджарскую Автономную Республику, будут сняты. Взамен центральные власти попросили лидера Аджарии выполнить несколько условий.
Одно из важнейших условий - Абашидзе должен допустить в батумский порт и на таможню в Сарпи представителей президента, которые будут контролировать эти ведомства. Центральная власть располагает информацией о том, что деньги из батумского порта и с сарпской таможни уплывают в карманы окружения Абашидзе.
На встрече с президентом Абашидзе согласился допустить двух представителей президента в порт и на таможню. Но когда те приехали в Батуми, лидер автономии поднял большой шум.
Официальный Тбилиси попросил выполнить после снятия экономической блокады еще несколько условий - в частности, отменить чрезвычайное положение в Аджарии, снять вооруженных людей с постов на Чолоки, дать политическим партиям возможность нормально провести предвыборную кампанию.
Хотя центр и снял экономические ограничения, но Аслан Абашидзе идти на уступки не собирается. Он не собирается ни отменять чрезвычайное положение, ни снять посты с Чолоки. Чтобы выполнить эти условия, Абашидзе требует, чтобы власти вывели дополнительные силы из Поти. Вот как комментирует это требование министр внутренних дел Грузии Гия Барамидзе образом: "Мы не можем оставить Западную Грузию без защиты только потому, что кого-то в Аджарии одолевают страхи". По заявлению министра, центральные власти обязаны иметь дополнительные силы в Поти по той простой причине, что в этом городе расположены стратегические объекты. Что касается представителей президента, которые уже сегодня должны начать работу в батумском порту и на таможне в Сарпи, Абашидзе смотрит на них с подозрением. Несколько дней назад глава автономии провел специальный брифинг, на котором заявил, что представители президента - люди с сомнительным прошлым. "Один из них раньше привлекался по делу об убийстве", - отметил Абашидзе и пообещал в ближайшее время разобраться в этом вопросе. Секретарь Совета безопасности Вано Мерабишвили, в свою очередь, заявляет, что Абашидзе ошибается. Как мы сказали, представители президента должны начать работу сегодня. Правда, аджарские власти вряд ли дадут им работать. Об этом свидетельствует вчерашнее заявление Абашидзе.
Аджарский лев предъявил вчера центральной власти еще один ультиматум, в котором потребовал ни больше, ни меньше, как назначить его представителей на две таможни. "Я требую назначить моих представителей на таможни в Ахалцихе и Вале", - говорит лидер Аджарии. По его заявлению, через таможни в Ахалцихе и Вале на территорию Грузии проникает контрабанда. Лидер автономии считает, что указ о работе представителей президента в порту и на таможне в Сарпи может быть исполнен только после удовлетворения этого условия.
Приказ о снятии чрезвычайного положения в Аджарии будет подписан лишь в том случае, если генеральный прокурор закроет уголовные дела против представителей аджарских властей. Для справки: уголовные дела возбуждены против министра безопасности Аджарии и гамгебели (руководителя местной администрации) г. Кобулети. После снятия депутатского иммунитета уголовное дело будет возбуждено и против министра внутренних дел Аджарии Джемала Гогитидзе.
Чтобы Абашидзе отменил чрезвычайное положение, центральные власти должны выполнить и другие условия. Несколько дней назад Национальный банк фактически закрыл функционировавший на территории Аджарии Морской банк. Глава автономии требует восстановления лицензии Морского банка. Трудно поверить, что власти удовлетворят это требование Абашидзе. Он тоже не собирается идти на уступки. Это значит, что холодная война между центром и Батуми будет продолжаться.
Опубликовано 22 марта 2004 года