В минувший четверг в ростовском аэропорту приземлился самолет, на борту которого был не только вновь назначенный полномочный представитель Президента РФ в ЮФО В. Яковлев, но и один из семи высших должностных лиц государства, председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев. Официальная цель визита - участие в заседании Координационного совета председателей областных, краевых и республиканских судов ЮФО.
Похоже, что главный судья страны всерьез обеспокоен уровнем недоверия и настороженного отношения к деятельности судов тех россиян, кто сталкивается с правосудием на практике. Широкой общественности такие факты становятся известны из уст журналистов, которых судьи часто обвиняют в искажении образа российского суда в СМИ. А потому первый вопрос на повестке дня - взаимоотношения судов и СМИ. Надо отметить, что Вячеслав Лебедев был одним из первых отечественных судей, кто вслух заговорил о "закрытой теме": коррупции среди тех своих коллег, которые исповедуют принцип "Суд - это бизнес". У Лебедева - своя точка зрения на взаимоотношения судей и журналистов, отличная от мнения многих его коллег. Как считает Лебедев, причина "предвзятого отношения к судам со стороны СМИ - в деятельности самих судов". Обращаясь к ростовским журналистам на брифинге, председатель Верховного суда России напомнил, что именно журналисты формируют мнение общества о работе судов. "Мы не будем обижаться, если СМИ будут говорить о негативных сторонах деятельности судов. Но - говорить объективно". Правосудие в отношении несовершеннолетних - еще одна проблема, требующая скорейшего разрешения. 12% из всех обвинительных приговоров по стране - приговоры в отношении детей и подростков. Причем подавляющее большинство из них попадает в колонии за воровство, причина которого банальна: беспризорники, дети алкоголиков, наркоманов и одиноких матерей не в состоянии прокормить себя. Воровать их заставляет голод. По мнению Вячеслава Лебедева, уголовный кодекс излишне жесток в отношении несовершеннолетних, "лишение свободы должно применяться лишь в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления". Остальных надо наказывать иначе: от штрафов - до домашнего ареста. Главная цель ювенального судьи - не посадить подростка, а понять причину правонарушения и решить, что с ним делать дальше. Председатель Верховного Суда РФ еще раз подчеркнул, что ювенальные судьи обязаны иметь углубленные знания в области социологии, психологии, педагогики, чтобы профессионально работать с детьми-правонарушителями. В Ростовской области уже действуют первые ювенальные судьи. Пока это, к сожалению, не массовое явление. А причина обыкновенна: средств на это в России нет, нет даже расчетов, во что ювенальная юстиция обойдется бюджету.
Оценки деятельности суда присяжных, о котором говорилось на заседании Координационного совета, до сих пор неоднозначны и среди населения, и среди практиков, юристов и ученых. Но существует один бесспорный "плюс" этой формы правосудия. За год в суде присяжных участвуют до полутора миллионов человек. По мнению Председателя Верховного Суда, это очень важное обстоятельство: "...граждане не понаслышке, не с подачи заинтересованных лиц... а лично увидят и убедятся, что такое суд, как в суде разрешаются вопросы: по "понятиям"... или по Конституции и закону". В. Лебедев отметил, что "девятилетняя практика этого суда показывает, что присяжные заседатели как граждане по существу никогда ошибок не совершали. ...А качество рассмотрения аналогичных дел судами присяжных лучше, чем в обычном судопроизводстве". Что же касается жалоб на эту форму правосудия, то, как считает В. Лебедев, судьи и стороны - адвокат, прокурор - должны "тщательно изучить процесс... и если профессионально владеть процедурой рассмотрения дел в этом суде, то... жалоб будет очень мало на решения этого суда".
Опубликовано 17 марта 2004 года