10:39 / 18.03.2004Давиташвили просит генпрокурора Грузии объявить Аслана Абашидзе в розыск

В центре аджарские события расцениваются неоднозначно. Самое тяжелое наследие, полученное Саакашвили от власти Шеварднадзе, - это режим Абашидзе. Вчера это не раз повторяли политики, социологи, психологи. Если бы в свое время, лет 10-11 назад, Эдуард Шеварднадзе был бы так же принципиален по отношению к Абашидзе, как был вчера Саакашвили, то, разумеется, нынешним центральным властям не пришлось бы говорить с региональной властью на языке ультиматумов.

Вчерашние события просветили насквозь, как стеклышко, и новую власть, и ее неопытную оппозицию, и "умудренную опытом" во взаимоотношениях с Грузией Россию, и власти самой Аджарии. Сейчас, наверное, ни у кого уже нет сомнений в том, почему так участились в последнее время визиты Аслана Абашидзе в Москву, и что там планировалось. Политолог Сосо Цинцадзе считает, что разыгрываемый сегодня в Аджарии сценарий написан в России, но, возможно, многое планировалось и без спроса Абашидзе:

- Достаточно просто задуматься, чтобы понять, кого устраивает напряженность в Аджарии: в первую очередь Россию, потом Аслана Абашидзе. Уж кому-кому не нужны эти беспорядки - так это Михаилу Саакашвили. Какой мыслящий президент, пробыв у власти всего 100 дней, станет проливать кровь? Так что страхи перед кровопролитием у оппозиции, которая сегодня действует абсолютно неадекватно, совершенно неосновательны. Саакашвили прекрасно знает, что для него как президента кровопролитие станет самоубийством.

Сосо Цинцадзе делает акцент на русской политике и указывает в сторону России:

- Наша память не должна быть короткой. Вспомним приезд Иванова в день революции. Убедившись, что Шеварднадзе уже не спасти, и в том, что президентом теперь будет Саакашвили, он вылетел из Тбилиси прямиком в Аджарию. Мы тогда пребывали в эйфории, нам было не до оценок этих действий. Что нужно было Иванову в Батуми? Аджария не была фигурантом в этих событиях. Но, очевидно, Иванов дал Абашидзе какие-то гарантии. Если рассмотреть в ретроспекции заявления Абашидзе до и после поездки в Москву, легко можно понять, почему он туда зачастил.
 
Цинцадзе с удовлетворением отмечает уравновешенность самих властей:

- Я не член этого правительства. Но не могу не отметить с удовольствием терпеливости нашего президента и других представителей власти. Нервы у них не сдали. Более того, Саакашвили дал Абашидзе 2-3-дневный срок, и я не сомневаюсь, что переговоры закончатся успешно. Будет изменена и форма соглашения, если, разумеется, Абашидзе не сжег все мосты и оставил себе пути к отступлению. Если же все мосты сожжены и назад дороги нет, трудно предположить, к чему прибегнут Аслан Абашидзе и Россия. Не знаю, на какие уступки пойдет Россия, но мне не нравятся заявления с российской стороны, что в любом случае ответственность ляжет на власти Грузии. Если так, то почему ответственность за "Норд-ост" не легла на Путина? В эти дни Абашидзе нарушил столько статей Конституции Грузии, что если кто и должен ответить за происходящее в Аджарии, так это в первую очередь он. Завтра или послезавтра Абашидзе должен оказаться на скамье подсудимых.

Между прочим, посадить Абашидзе на скамью подсудимых требует и отошедший от команды Саакашвили Коба Давиташвили, который считает, что сегодня не время говорить об ошибках властей, так как Абашидзе предпринял попытку серьезного мятежа. Согласно 307-ой, 308-ой и 316-ой статей, он - уголовный преступник.

- Я требую у генпрокурора объявления Аслана Абашидзе в розыск. А президент должен объявить в Аджарии чрезвычайное положение. Власти должны приложить все усилия, чтобы освободить население Аджарии из плена Аслана Абашидзе. Государство и его правительство существуют для того, чтобы обеспечить порядок на всей территории Грузии.

Что же касается особо деликатной темы - подъема сепаратизма в Аджарии, Сосо Цинцадзе исключает такую возможность. Сегодня многие говорят об аджарском сепаратизме и проводят параллель с Абхазией.

- Аджарские события похожи на абхазские, как сомалийские на корсиканские. В отличие от Абхазии, в Аджарии в основном живут грузины. В том, что у Абашидзе сегодня есть сторонники и они готовы на все, чтобы его защитить, тоже нет ничего удивительного: не только у Аслана в Аджарии., но и Хуссейна в Ираке были защитники. У любого диктатора всегда есть свой клан, подкупленные люди, а некоторые действительно верят в него или просто боятся. Но поверьте, эти события больше увеличили число противников Абашидзе, чем число противников власти. В заявления тбилисской оппозиции трудно поверить. Просто ее представители воспользовались моментом и настраивают людей перед выборами против власти.

Почти то же самое повторил и психолог Дито Надирашвили:
 
- В том, что происходит в последнее время в Аджарии, поведение властей безупречное. Я надеюсь, власти всегда будут действовать в интересах страны. Сегодня власти крепко держат в руках бразды правления. А действия Аслана Абашидзе если и не криминальные, то, во всяком случае - на грани криминала.

Так же, как и политолог Цинцадзе, психолог Надирашвили не может провести параллели между Абхазией и Аджарией:

- Не вижу никаких аналогий. Во время абхазских событий у нас была другая власть, сейчас - совсем иная: президент, избранный демократическим путем. Сегодня инициатива идет от людей, а руководит ими президент, выражающий волю народа. Поэтому говорить об аджарском сепаратизме нельзя.

Что касается оценок, то, по словам Надирашвили, "все будет оцениваться по конечному результату. Главное, чтобы финал был хороший. В данном конкретном случае я желаю властям мирной победы".

Тамар Бодокиа.

Опубликовано 15 марта 2004 года.

Автор: