18:07 / 17.03.2004Если будет кровопролитие, проиграют все

Рано утром 14 марта, доехав со своим кортежем до Чолокского моста, президент Саакашвили был вынужден завернуть обратно. После этого ситуация с каждой минутой все больше и больше обострялась.

Создание препятствий для передвижения президента с использованием вооруженных групп и бронетехники юридически можно оценить, как ограничение действий высшего руководящего лица с применением силы, и попахивает это вооруженным восстанием.

Вместе с тем, к Поти подтягиваются группы внутренних войск - около 1000 человек, хотя вооруженные силы Минобороны 14 марта в Западную Грузию не перебрасывали и на особый режим не переводили.

В самой же Аджарии интенсивно продолжают концентрировать силы: перекрыты все дороги, ведущие в автономную республику (!), на Чолоки мобилизована бронетехника и хорошо оснащенные отряды спецназа, которые подчиняются только Алану Абашидзе, заминирован Чолокский мост и подходы к нему, а те направления, откуда могут появиться танки, контролируются гранатометами. К вечеру 14 марта с помощью подъемных кранов перекрыли бетонными блоками гуриийско-аджарскую дорогу. Люди роют окопы (!). Предположительно, блок-посты устанавливаются на той дороге, которая через Годердзский перевал соединяет Аджарию с Месхетией. В Батуми на подступах к Верховному совету и другим стратегическим объектам стоит бронетехника.

Не остается сомнений, что проводятся подготовительные оборонительные работы, которые предшествуют боевым действиям.

Какое развитие могут получить события в Аджарии, если президент Саакашвили все же примет решение восстановить в автономии юрисдикцию де-факто центрального грузинского правительства? Конечно, центральная власть не жалея сил должна стараться разрядить ситуацию мирным путем, но, если она все же пойдет на применение силы, можно предположить, что операция в первую очередь будет направлена на задержание тех лиц, которые проявили явное неподчинение официальному Тбилиси: самого Аслана Абашидзе, Джемала Гогитидзе и других всем известных лиц из абашидзевской команды - именно тех, кому есть что терять и поэтому готовых исполнять любые, даже самые противозаконные приказы для сохранения нужного им режима.

В этой ситуации большое значение имеет, какую позицию займет дислоцированная в Аджарии 12-я российская военная база. С учетом того, что Абашидзе давно раздает автоматы поддерживающей его части населения, с оружием у них проблем нет. Хотя, возможно, будет инициировано нападение на склады 12-ой российской базы и завладение ее бронетехникой. На базе хранится 41 танк типа Т-72 и около 60 гаубиц, и это довольно серьезная сила.

Исходя из этого, молниеносного блицкрига у центральной власти не получится, и вооруженный конфликт может затянуться. Постепенно начнется эскалация конфликта, и, поскольку у внутренних войск не хватит сил для решающего успеха, к боевым действиям будут подключены части Минобороны Грузии.

После этого все пойдет по дважды повторявшейся схеме - в Цхинвальском регионе и в Абхазии: на основе 12-ой российской военной базы будет создан т.н. миротворческий контингент, который, осуществив давний замысел России, встанет между войсками официальных властей и защитниками режима Абашидзе. Эта военная база, о выводе которой из Грузии все столько по сей день говорят (мечтают), останется в регионе на неопределенный срок, только под эгидой миротворческих сил!
 
После начала вооруженного противостояния возникнет большая опасность перерастания политического противостояния в гражданскую войну, что, конечно, будет губительно для будущего Грузии (в выигрыше останется только Россия, которая осуществит свои имперские намерения).

Поэтому центральные власти Грузии обязательно должны найти способ мирного разрешения политического противостояния, возникшего в Аджарии.

Опубликовано в выпуске 15-21 марта 2004 года

Автор:Ираклий Аладашвили, военный обозреватель еженедельника "Квирис палитра" (Грузия)