В понедельник вечером истек ультиматум официального Тбилиси, предъявленный аджарским властям. Ситуация не изменилась - стороны не идут на решительные силовые действия. Однако центральные власти начали действовать экономическими рычагами.
После истечения ультиматума, выдвинутого в воскресенье вечером президентом Грузии Михаилом Саакашвили, грузинский лидер заявил на брифинге в Тбилиси о временном закрытии нефтяного порта Батуми - топливо не дойдет до отгрузочных терминалов.
Вместе с тем, по словам грузинского лидера, Грузия воспользуется другими портами - к примеру, в Поти, - чтобы выполнить торговые соглашения. До настоящего времени через Батуми ежедневно проходило до 200 тысяч баррелей нефти, перекачиваемой из Казахстана и Туркмении для экспорта в страны Средиземноморья.
Кроме того, Грузия заморозила счета аджарского правительства. Также для грузовых перевозок закрыто воздушное пространство над Аджарией и аджарская часть границы.
По словам Саакашвили, блокада будет касаться не только нефти: поставляемые в Грузию наземным путем товары также будут миновать таможенно-пограничные посты в Аджарии.
Согласно сообщению агентства Рейтер, Саакашвили заявил, что такое положение вещей сохранится до 28 марта - даты парламентских выборов в Грузии. Как считают обозреватели, новый виток напряжения в отношениях между Тбилиси и Батуми объясняется боязнью Аслана Абашидзе потерять власть в автономии. В понедельник Абашидзе ввел на территории республики чрезвычайное положение - очередное с момента "бархатной революции" в Тбилиси.
"Это первый случай, когда руководство Грузии идет на подобные шаги за последние 12 лет", - приводит слова Саакашвили агентство ИТАР-ТАСС.
На языке ультиматумов
Между тем аджарский лидер Аслан Абашидзе заявил в интервью одному из азербайджанских телеканалов, что ему ничего неизвестно об ультиматуме, предъявленном Саакашвили.
Абашидзе добавил, что не приемлет, когда люди одной страны разговаривают на языке ультиматумов. Рассказывая о напряженной беседе в воскресенье, Абашидзе заявил: "Саакашвили говорил, что нужно сделать, и не хотел меня слушать. Я несколько раз напомнил ему, что я старше. Он извинился, но продолжал в том же духе".
Кризис разгорелся после того, как в выходные аджарские полицейские не пустили грузинского президента на территорию автономной республики. Ультиматум - в течение 24 часов обеспечить свободу передвижения главы грузинского государства - поступил из Тбилиси уже через несколько часов.
Грузинская сторона настаивает, что не планирует посылать войска в Аджарию, но, по словам корреспондентов, существуют опасения, что кризис может перерасти в вооруженный конфликт. Сообщается, что с аджарской стороны к границе прибывают вооруженные отряды ополченцев.
Этого опасаются и зарубежные дипломаты. В воскресенье в Тбилиси позвонил госсекретарь США Колин Пауэлл. Как сообщил представитель американской администрации, Пауэлл призвал Саакашвили и Абашидзе к спокойствию. О необходимости мирного разрешения конфликта с Саакашвили беседовал в понедельник текущий председатель ОБСЕ Соломон Пасси.
Россия, имеющая в Аджарии военные базы, предостерегла Тбилиси от попыток разрешить конфликт силовыми методами. Министерство иностранных дел России заявило, что в случае кризиса вокруг Аджарии вся ответственность за него ляжет на руководство Грузии.
Представитель российских войск в Закавказье заявил, что российские военные не будут "вмешиваться во внутренние дела Грузии и не покинут территорию части".
Опубликовано 15 марта 2004 года