В чеченском поселке Итум-Кале солдат-контрактник вчера расстрелял милиционера и местного жителя. Военнослужащий в нетрезвом состоянии открыл огонь из автомата по водителю автомобиля, который привез его к местному переговорному пункту, а затем смертельно ранил милиционера, прибывшего на место происшествия. Стрелявший задержан. Ведется следствие.
Истории из солдатской жизни в Чечне, попавшие в ленты новостей, новостями собственно не являются. Люди, имеющие даже отдаленное представление, о чем идет речь, знакомые с обстоятельствами военной службы на Кавказе, отчетливо понимают, что речь идет о фрагментах ежедневной, не меняющейся годами рутины, что пьянство среди контрактников, являющееся не просто дополнительным, но одним из основных источников тяжких преступлений против личности - это повсеместная и неискоренимая практика. Наезды бронетехники на гражданские автомобили, обстрелы гражданских объектов, грабежи и прочее по большей части совершаются военнослужащими в состоянии алкогольного опьянения. Так же хорошо известно, что дедовщина в Чечне приобретает особенно свирепые формы, поэтому случаи расправы над сослуживцами со стороны их товарищей, подвергающихся издевательствам, тоже весьма распространены.
Интересно в сообщениях, попавших на ленты новостных агентств, только одно: то, что они стали предметом особого внимания, несмотря на их очевидную заурядность. Обычно такие ситуации не получают никакого резонанса. Они просто гасятся всеми возможными способами в стенах военной прокуратуры. В свое время довольно сложно было объяснить, почему именно история Буданова с абсолютно типичным для тех обстоятельств сюжетом вдруг приобрела статус громкого уголовного дела. Через некоторое время, правда, выяснилось, что у России возникла необходимость в показательном процессе для международных организаций, критиковавших российские вооруженные силы за произвол в Чечне.
Здесь резоны далеко не так очевидны. Вполне возможно, что дело в случайном стечении обстоятельств, но можно предположить, что речь идет о хитроумном пропагандистском проекте. Скажем, если задача по разгрому бандформирований в основном завершена, то на очереди наведение порядка в рядах, искоренение неуставных отношений в тех же рядах и тщательное расследование всех фактов произвола со стороны военнослужащих в отношении гражданского населения. Задача столь же достойная, сколь и невыполнимая.
Опубликовано 5 марта 2004 года