19:03 / 05.03.2004Хищение людей - беда общая

Похищение людей в Чечне из дела обыденного постепенно переходит в редкость. Анализ этим негативным происшествиям делает наш корреспондент. Дело в том, что средства массовой информации России порой дают такие цифры и многие удивляются, неужели с этим явлением борьба вовсе не ведется? Власти закрывают на это глаза?

Кроме специальных служб этим делом занимаются и правоохранительные органы, и различные правозащитные организации. Мы побеседовали с руководителем правозащитного центра "Мемориал" Олегом Орловым. Нас интересовали его данные по похищенным в Чечне людям.

- Нам известно, что в прошлом году 477 человек были похищены, из этого количества 155 освобождены. При этом я хочу подчеркнуть, что наши данные не исчерпывающие. Мы своим мониторингом охватываем только 25-30 процентов территории республики, с остальной части Чечни приходят очень разрозненные данные. Все эти слухи мы проверяем, но доступа всюду у нас нет, - сказал Олег Орлов.

- А как вы собираете информацию? Это сотрудничество с МВД или у вас есть свои каналы?

- Естественно, мы первым делом сотрудничаем с МВД, получение информации оттуда считаем своим долгом. Данные основаны в основном на нашей эксклюзивной информации, прежде всего. Наши сотрудники при получении информации выезжают непосредственно на место, встречаются с родственниками похищенных, со свидетелями.

Однако цифры, указанные Олегом Орловым, отличаются от данных, которые имеются в МВД ЧР. Пресс-секретарь Руслан Ацаев приводит цифру -444 человека за 2003 год. Мы попросили прокомментировать этот факт у Руслана Ацаева.

- Похищение людей на территории ЧР - одна из важных и наболевших проблем для МВД ЧР. Действительно, в этом направлении у нас проводится большая объемная работа, для того, чтобы сбить волну похищения людей. Если в 2002 году у нас было 565 похищений, то в 2003 году - снижение на 22 процента. Хотел бы рассказать о последней операции, которая у нас прошла под кодовым названием "Заслон" с 19 по 29 января 2004 года. Эта операция проводилась 4-мя городскими отделами в Грозненском сельском районе.

Последний - самый большой район в республике. В период проведения операции в этих пяти районах не было зафиксировано ни одного похищения. Наши патрули выходили на круглосуточное дежурство днем и ночью, контролировался весь транспорт, безномерные машины с тонированными стеклами тщательно проверялись. В таком же плане работа проводится и сегодня.

В республике этой проблеме уделяют огромное внимание. А министр внутренних дел, генерал-майор Алу Алханов взял эту работу под личный контроль. Он предложил создать комиссию, которая тщательно будет расследовать каждый факт похищения человека.

Вот что сказал Руслан Ацаев по поводу разночтения цифр хищения людей:

- Если у правозащитников есть информация, отличающаяся от нашей, то мы не думаем, что она прошла мимо нас. Все случаи регистрируются районными отделами, потом передаются нам в само министерство. В этом направлении ведется серьезная работа. Мы будем только рады, если правозащитные организации поделятся с нами своей информацией.

Правда, у нас бывали случаи, когда объявленные в розыск люди оказывались в горах или проживали в близлежащих республиках: то в Азербайджане, то в Грузии или Турции. Поэтому тут очень трудоемкая работа, каждый факт надо тщательно проверить. Однозначно говорить о хищении без полной проверки нельзя. Проводится комплекс мероприятий по розыску пропавших людей.

В данной ситуации, конечно, мы больше склонны верить Руслану Ацаеву нежели руководителю правозащитного центра "Мемориал" Олегу Орлову. Ведь сведения, которые дал Руслан Ацаев, - со всей территории Чечни, а не с территории в 20 процентов, как об этом говорят в "Мемориале". И еще. На месте правозащитников мы бы прислушались к совету Руслана Ацаева: надо делиться информацией. Мы делаем общее дело и ищем граждан одной страны и беда наша тоже общая.

Опубликовано 27 февраля 2004 года

Автор:Илья Хабаров