19:04 / 28.02.2004Стратегическое партнерство между Вашингтоном и Тбилиси созрело

C тем, что в последнее время грузино-американские отношения перешли в качественно новую фазу, уже никто не спорит. Всего несколько лет назад невозможно было представить появление на нашей территории американских военных инструкторов. А сейчас США не только помогают Грузии в строительстве армии и осуществляют финансовые "инъекции", но и активно стараются помочь урегулировать отношения с Россией. Но до какого уровня могут развиваться отношения между двумя странами - вот он, главный вопрос.

Факт, что Россию раздражает происходящее в последнее время сближение Грузии с США. Русские опасаются, особенно после революции роз, что официальный Тбилиси променяет российские интересы на Кавказе на американские. Несмотря на то, что первым официальным визитом президента Саакашвили был визит в Москву, Россия далека от "самоуспокоения". Российским политическим кругам ясно, что власть в Грузии теперь - прозападная и что это автоматически укрепит позиции Европы и, в первую очередь, Америки в нашей стране.

Россию так раздражает пребывание в Грузии американских военных инструкторов, что она готова забыть о существовании террористов в Панкиси. Как известно, разработка американской программы, т. н. "Обучи и оснасти", началась как раз после обвинений со стороны России, что в Панкиси якобы находятся арабы-террористы. А сейчас русские стараются снять ими же выдуманную панкисскую проблему, чтобы пресечь пребывание американских военных в Грузии. Недавно официальные представители России заявили - в Панкиси больше нет арабских боевиков-наемников, поэтому больше нет и необходимости в пребывании в Грузии американских военных инструкторов. Но поздно, отношения США и Грузия будут развиваться и дальше. Но это вовсе не значит, что США пойдут из-за Грузии на крайние меры в отношениях с Россией. А в политических кругах Грузии считают, что ради Грузии официальный Вашингтон "готов на всё". На вопросы о том, насколько это реально и каковы особенности грузино-американских отношений, отвечает вице-президент Грузинского фонда стратегических и международных исследований Темур Якобашвили.

- Действительно, в Грузии бытует ошибочное мнение, что мы - такое значительное государство и такая нация, ради которой Америка и Европа готовы пойти на конфронтацию с Россией. Правда, Америка имеет в Грузии свои интересы, но она может их защитить и другими способами. Что касается российско-американских отношений по проблемам Грузии, я думаю, что говорить здесь о противостоянии будет неверно. Это скорее терминология времен "холодной войны", нежели реальность. Дело в том, что сегодня главный интерес Запада и, в первую очередь, Америки, состоит в том, чтобы Грузия сформировалась как демократическое государство современного типа. Поэтому переговоры между Америкой и Россией касаются не столько устранения России из Грузии, сколько формирования более конструктивной позиции Москвы по отношению к нашей стране.

- Смогут ли США склонить Москву к выводу военных баз из нашей страны? Как известно, США уже готовы выплатить России соответствующую компенсацию за вывод военных баз.

- Речь не о том, чтобы американцы уговорили русских, речь о том, что Россия должна выполнить обязательства, принятые на Стамбульском саммите ОБСЕ. А если Америка готова финансировать этот процесс, то ее за это можно только поблагодарить. Во сколько обойдется вывод этих баз - это уже другой вопрос. Приведу один пример. Когда выводили базу из Вазиани, американцы, по договоренности, должны были взять на себя только затраты на транспортировку. Российская сторона и тогда искусственно завысила сумму на эти затраты, хотя американцы точно подсчитали рыночную стоимость транспортировки военной базы. Я думаю, сейчас произойдет то же самое. И нереальная сумма в полмиллиарда долларов, которую Россия требует за вывод своих баз, будет заменена на реальную.

- В продолжение темы о военных базах. Стало известно о новом плане Пентагона, по которому предполагается передислокация расположенных в Германии баз США в Восточную Европу. Речь идет о создании 40 военных баз, в том числе и в Грузии, которые будут обслуживаться 42 тысячами военных. А с другой стороны, новый президент Грузии заявляет, что после вывода российских баз на нашей территории не будет военных баз никаких стран, в том числе и Америки. Как это понимать?

- Это можно очень легко объяснить - Америке, я думаю, не нужны военные базы в Грузии. Что подразумевается под военной базой? Мы называем военной базой огромную территорию, напичканную танками и самолетами. Между тем, возникшие в самое последнее время так называемые ассиметричные опасности, которые стоят сейчас перед Америкой, не требуют перманентной дислокации каких-то крупных соединений в том или ином регионе. Сейчас говорят уже о группах от 20 до 80 человек, размещенных в различных стратегических пунктах. Естественно, они будут иметь соответствующую инфраструктуру и возможность в кратчайшие сроки превратиться в военные базы. Так что эта новая концепция американцев полностью меняет парадигму военных баз. Я считаю, что президент Грузии правильно сказал, что на территории нашей страны военных баз не будет.

- В политических кругах Грузии есть такое мнение, что Америка считает Грузию таким же стратегическим партнером, как Великобританию и Израиль. Это действительно так?

- Америка, конечно, считает Грузию своей союзницей, но у каждого союзника своя роль и своя функции. Если Великобритания может быть для Америки как военным, так и экономическим союзником, то Грузия может выполнять другие функции. Например, воздушное пространство Грузии использовали множество американских самолетов, направлявшихся в Афганистан. На сегодняшний день выполнено приблизительно 200 тысяч полетов. Это, конечно, не могло происходить без разрешения со стороны Грузии. Участие грузинских военных в иракской миротворческой операции подчеркивает отношения, существующие между двумя странами. Мы не можем стать для Америки такими же союзниками, как Великобритания и Израиль. Но в новой концепции национальной безопасности США сказано, что союзником является не какое-то конкретное европейское государство, но и все те страны, которые будут оказывать помощь США в устранении опасностей.

- Выходит, американо-грузинские отношения, в основном, касаются все-таки военной тематики?

- Нет, военной тематики больше касаются наши отношения с Россией. Что до Америки, то внешняя политика этой страны стоит на "трех китах" - это экономика, политика и сфера безопасности. Американская внешняя политика подразумевает индивидуальный подход к каждой отдельной стране. В отношениях с некоторыми странами приоритетными являются только сферы экономики и безопасности, а политическая сфера остается в тени. Такой подход Америка осуществляет, например, в своих отношениях с Азербайджаном. Но в отношениях с нами, особенно после революции роз, Америка имеет интересы во всех трех сферах. В экономическом отношении есть важные вопросы - хотя бы та же проблема транзита каспийских энергоресурсов. Наше сближение в сфере безопасности связано, грубо говоря, с ближневосточными проблемами. С политической точки зрения для Америки в нашей стране представляет интерес революция роз, результатом которой должно стать установление в Грузии либеральной демократии. Эта модель очень интересна для Америки.

- Как могут развиваться американо-грузинские отношения? Какие конкретные последствия может иметь визит президента в США? Не будет ли он иметь скорее ознакомительный характер?

- Не думаю, чтобы этот был чисто ознакомительный визит. Саакашвили очень хорошо знают в Америке. Это его первый визит в США в ранге президента. Поэтому он имеет большое значение для отношений наших двух стран. Хотя, насколько мне известно, о каких-либо конкретных соглашениях во время этого визита речи нет. Но тут надо учесть, что Грузия - практически единственная светлая точка во внешней политике Америки. Если вспомнить осложнившиеся из-за иракской войны отношения с Европой, незакончившиеся войны в Афганистане и Ираке, срыв израильско-палестинских переговоров, то на этом фоне Грузия - самый успешный "фронт" американской внешней политики. Так что мы можем ожидать увеличения американской помощи - как в экономической и политической сферах, так и в сфере безопасности. Предварительные заявления о двукратном увеличении этой помощи уже были.

Опубликовано 24 февраля 2004 года

Автор:Бека Кедиа