Кирилл Кобрин: В Кабардино-Балкарии на склоне горы Чегет обнаружено тело московского студента Антона Батина, последнего из группы сноубордистов, погибших 10 февраля под лавиной. Спасатели вручную откопали погибшего из-под четырехметрового слоя снега. О ходе поисков тел московских сноубордистов, и о том, насколько опасно сейчас заниматься зимними видами спорта на курортах Северного Кавказа рассказывает корреспондент Радио Свобода Лада Леденева:
Лада Леденева: Ежегодно здесь выпадает огромное количество снега, который под собственной тяжестью срывается от малейшего шороха и мощным, разрушительным потоком устремляется вниз. Под одну из таких лавин по нелепой случайности попала группа из семи студентов из Москвы. Шесть молодых людей и одна девушка сняли комнату в частном секторе, где жили одни, без хозяев. 10 февраля они ушли из Терскола в сторону горы Чегет. Так утверждают очевидцы.
В Приэльбрусье каждый год гибнут люди (в прошлом году 11 человек погибли, трое пропали без вести). Большинство из них, по словам спасателей, "незарегистрированные" и "не прошедшие инструктаж". Говорит один из участников операции по поиску пропавшей группы Илья Гаврилов:
Илья Гаврилов: В МЧС они не регистрировались, ни в спасательной службе, ни просто никому, нигде не сказали, куда они пошли. Если бы они хоть кого-то предупредили, что они, допустим, пошли на северный склон Чегета, их бы не искали на южных склонах. Скорее всего, они погибли все сразу. Та же девочка, которую мы вытащили, ее протянуло полностью через березняк. И все вот 6 ребят, которые там были, все они в таком состоянии.
Лада Леденева: Продолжает начальник пресс-службы Эльбрусской поисково-спасательной службы Кантемир Давыдов
Кантемир Давыдов: В основном, люди гибнут по своей вине. Как эти ребята, они явно на лавинообразном конусе были, где иной раз по два раза в день при сильном снегопаде сходит лавина, их там и засыпало.
Лада Леденева: Поиски пропавших московских сноубордистов начались 13 февраля. Тревогу подняли их родители, после того как не смогли дозвониться до своих детей. Последний раз туристов видели 10-го. За это время прошли обильные снегопады, и спасатели неоднократно организовывали принудительный спуск лавин, расстреливая снег из специальных пушек и сбрасывая камни с вертолета. Эту работу не прекратили и на время поиска пропавших студентов. Говорит начальник эльбрусской поисково-спасательной службы Борис Тилов:
Борис Тилов: Мы сами работаем под лавинами все время, у нас наблюдатели сидят, вчера отстреливали, спустили две лавины, сегодня спустили одну хорошую лавину. То есть, мы вначале обезопасим, а потом уже работаем. Мы сами можем остаться под этой же лавиной.
Кантемир Давыдов: Пока шла операция, один из ребят с Эльбрусского противолавинного отряда, он попал случайным образом под лавинку, живой и здоровый пришел домой, выпил стакан водки и лег спать. Он знает, что такое лавина, знает, как себя вести. Вот он на лыжах и выехал по этой лавине.
Лада Леденева: Лыжник просто подпрыгнул и спустился по гребню лавины, как по реке. По словам альпиниста с многолетним стажем Юрия Толошного, это один из самых верных способов выжить в приближающейся лавине:
Юрий Толошный: Когда она тебя уже касается, надо попытаться подпрыгнуть вверх, и когда ты слетишь, по возможности, надо карабкаться вверх, потому что когда это все упадет, то завалит тебя, надо быть как можно выше.
Лада Леденева: Правило номер один: в горы одному не ходить, но лавиноопасные участки всегда пересекать в одиночку. Один выезжает на склон, другой, страхующий его, наблюдает за товарищем и в случае схода лавины знает, в каком именно месте его спасать. Правило номер два: заснеженные склоны круче 30-ти градусов лучше обходить стороной. Если их все же приходится пересечь, делать это нужно выше предполагаемого места отрыва лавины.
Если же вы все-таки попали в лавину, нужно изо всех сил пытаться удержаться на снежной поверхности и в буквальном смысле слова "плыть" к ее краю. При погружении в снег нужно закрыть лицо руками, создавая пространство для дыхания, а при остановке поднять одну руку. Известны случаи, когда такие приемы спасали пострадавшим жизнь. Студенты из Москвы о них не знали. Группу нашли на северном склоне горы Чегет, в 700-х метрах от поселка Терскол, в месте, из-за грохочущих лавин и камнепадов прозванном Погремушкой.
Юрий Толошный: В этом конкретном месте, наверное, сходит самая быстрая лавина в Приэльбрусье. На этом месте никто не катается вообще, потому что, как правило, катание по этому склону приводит к трагическому исходу. Буквально за неделю до этого случая спускали оттуда девушку с черепно-мозговой тяжелейшей травмой.
Лада Леденева: Вертолет МЧС при помощи специального прибора-сканнера зафиксировал сигнал пластины-излучателя, вшитой в комбинезон одного из сноубордистов. Затем в трехметровой спрессованной толще снега лопатами рыли траншеи. Нужного прибора (шведской фирмы "Рекко," она же выпускает пластины) в России не оказалось. Силами родителей пропавших студентов его доставили из-за рубежа. Пользоваться привезенным сканнером в Приэльбрусье никто не умел. Инструкции по использованию искали в Интернете. Освоили прибор лишь при помощи спасателей, прибывших из Германии. Говорит специалист МЧС Кабардино-Балкарии Константин Танков:
Константин Танков: Обучились, можно сказать, сами. Единственное, когда немецкие специалисты просто объяснили специфику. Вот и все. Надо этот прибор вращать, получается поляризованный сигнал, поэтому, чтобы найти, надо вращать.
Лада Леденева: За рубежом ни сам прибор, ни пластины "Рекко" не редкость - 10 долларов пара, и пластины самостоятельно можно вшить в лыжный комбинезон - говорят эльбрусские спасатели. Для Кабардино-Балкарии это диковина. Равно как и специальный рюкзак, выдернув из которого кольцо, лыжник раскрывает за спиной две воздушные подушки, позволяющие ему удерживаться на поверхности лавины. Здесь не используют даже традиционные лавинные ленты - яркие, нейлоновые, 15-ти метровые - по ним легко найти пострадавшего. Во Франции к концу такой ленты привязывают наполненный гелием баллон.
Константин Танков: Ничего этого наши люди не используют вообще. Вот сейчас те же немцы приехали, от костюмов, обуви до обычных вот этих щупов, рядом с ними нам просто стыдно. У нас спасатели не обеспечены, а чего говорить об обычных людях. Эта экипировка у нас уже очень старая. Вот у меня ботинкам уже седьмой год, техника, не знаю, может, грубо будет сказано, хуже, чем удовлетворительная. Те же лопаты, те же зонды специальные, которыми проводятся поиски, были изготовлены еще в 50-60-х годах. И этим доисторическим, можно сказать, оборудованием мы пользуемся. Когда приезжают немцы - сканнеры, зонды, гладенькие, всего лишь свинчивающаяся металлическая палочка, длиной 4-5 метров. Стоит, конечно, копейки. А у нас этого нет.
Лада Леденева: Сегодня эльбрусские спасатели, отправляясь в горы, берут с собой приборы под названием "ПИПС" - простейшие устройства на обычных батарейках, работающие как на прием, так и на передачу
Константин Танков: Когда все идут по склону, он стоит только на передачу. Как если кто-то попал, все переключают на режим приема, там стоит индикация, деления дальности, начинают сканировать, и быстро его находят.
Лада Леденева: В Кабардино-Балкарии туристы-горнолыжники не могут рассчитывать даже на это нехитрое снаряжение:
Константин Танков: Во всем мире уже к этому идет. Когда человек, допустим, приезжает в Швейцарию, его поиски занимают 15-20 минут, и его находят.
Лада Леденева: И нередко находят живым. В Приэльбрусье мертвых сноубордистов искали около двух недель.
Опубликовано 27 февраля 2004 года