17:35 / 21.01.2004Посла ОБСЕ ввели в заблуждение

Введение для некоторых видов преступлений пожизненного заключения без права на досрочное условное освобождение удостоилось негативной оценки как юристов, так и представителей европейских структур в Армении. Однако автор инициативы Виктор Даллакян приводит свои контраргументы.

Председатель Палаты по военным и уголовным делам Кассационного суда Мгер Хачатрян заявил, что изменения, внесенные в Уголовный кодекс Армении, должны быть изъяты из обращения, поскольку носят антиконституционный характер. Согласно ст.6 Конституции РА, "ратифицированные международные договоры являются составной частью правовой системы республики", и если установленные в них нормы отличаются от тех, которые предусмотрены законами, то применяются нормы договоров", считает председатель Палаты по уголовным и военным делам Кассационного суда РА. По его словам, Европейская конвенция по правам человека, которую ратифицировала Армения, является международным договором, в 3-ей статье которой говорится: "Никто не может подвергаться пыткам или наказанию, унижающему достоинство и свидетельствующему о нечеловеческом отношении к данной личности". Мгер Хачатрян также отметил, что внесенное в Уголовный кодекс РА изменение, отменяющее для некоторых видов преступлений (теракт, убийство при отягчающих обстоятельствах) право на условное досрочное освобождение при пожизненном заключении, противоречит вышеуказанной статье конвенции.

Это утверждение вызвало недоумение автора инициативы, секретаря фракции "Справедливость" Виктора Даллакяна. "Какое отношение имеет внесенное нами изменение к третьей статье Конвенции? - заметил он. - Если по истечении 20 лет заключения мы лишаем осужденного права на условное досрочное освобождение, это значит, что мы подвергаем его пыткам, унижаем достоинство или проявляем нечеловеческое отношение (тем более что согласно ст.38 УК РА президент может в любой момент помиловать любого осужденного). То есть сегодня, когда приговор в отношении некоторых осужденных по делу о теракте 27 октября 99-го года в армянском парламенте вступил в силу, глава государства может помиловать Наири Унаняна и других членов его преступной группы. Так что никто эту возможность не исключал. В соответствии с п.17 ст.55 Конституции РА президент имеет право на помилование, и не исключено, что он им воспользуется. Другое дело, что это будет политически безграмотным решением".

Однако Мгер Хачатрян считает, что необходимо либо отменить этот закон, либо определить в Конституционном суде его соответствие Основном закону страны. Виктор Даллакян не согласился с этим мнением. "Поскольку подобной проблемы не существует, то и необходимости в ее решении нет", - заявил он.

Негативно оценили внесение изменения в Уголовный кодекс и представители европейских структур в Армении. Специальный представитель генерального секретаря Совета Европы Наталья Вутова выразила удивление по поводу этой поправки, отметив, что она противоречит европейским критериям. Г-жа Вутова сослалась на поручение Комитета министров СЕ 2003 года, согласно которому лица, осужденные в европейских странах к пожизненному заключению, спустя 20-30 лет могут быть досрочно условно освобождены или помилованы. "Нам кажется, не имеет смысла приговаривать человека к пожизненному заключению, если у него не будет возможности освободиться", - заявила специальный представитель генсека СЕ. В свою очередь руководитель ереванского бюро ОБСЕ посол Владимир Пряхин отметил, что это изменение противоречит Европейской конвенции, которую ратифицировала Армения.

"Я читал их оценки, - отметил Виктор Даллакян. - У них сложилось ошибочное впечатление, они перепутали условное досрочное освобождение с правом на помилование, вот и пришли к заключению, что осужденным в дальнейшем не предоставляется возможность освободиться. Между тем досрочное освобождение и право на помилование - разные вещи. Журналисты путают эти два понятия и тем самым дают повод для неверного толкования". Владимир Пряхин также заметил, что данная поправка к УК не соответствует обязательствам Армении перед Советом Европы. "Мы беседовали на эту тему в парламенте, и у нас сложилось впечатление, что это не окончательное решение", - добавил посол. На это секретарь фракции "Справедливость" привел свои возражения. "Подобного обязательства у нас не было, Армения обязалась принять новый Уголовный кодекс, устранить смертную казнь, и выполнила эти обязательства, - подчеркнул Виктор Даллакян. - Напомню также, что эта законодательная инициатива была согласована с коалиционными партиями, и парламентское большинство проголосовало за утверждение законопроекта. Поэтому непонятно, кто ввел в заблуждение посла ОБСЕ". 

Опубликовано 17 янаря 2004 года.

Автор:Анна Исраелян