Четвертого января грузины единодушно выбрали президентом Михаила Саакашвили, лидера грузинской оппозиции, свергнувшего в ноябре в ходе "бархатной революции" бывшего президента Эдуарда Шеварднадзе. Г-н Саакашвили получил более 80 процентов голосов на выборах, которые были самыми мирными и самыми прозрачными с тех пор, как Грузия обрела независимость. В случае успеха в решении огромного количества внешних и внутренних проблем, правительство г-на Саакашвили предоставит Грузии самый реальный шанс завершить 12-летний период гражданских войн и междоусобиц.
Более того, грузинская революция может стать моделью для устранения диктаторских режимов в других государствах бывшей советской империи. В Белоруссии и Туркмении, возглавляемыми диктаторами Александром Лукашенко и Туркменбаши, демократические лидеры могут усвоить уроки грузинских событий, точно так же, как г-н Саакашвили и его друзья усвоили уроки сербской революции, в ходе которой был свергнут Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic). Тогда в Белграде, как и в Тбилиси, массовые протесты продемонстрировали политическую нелигитимность старых режимов и стали причиной их устранения.
Однако, демократизация, как бы желанна она ни была, не должна затмевать собой другие важные приоритеты Соединенных Штатов, такие как сохранение России в антитеррористической коалиции и доступ к энергетическим ресурсам в Евразии. Как и в любой постреволюционной ситуации, перед страной стоит большой количество внешних и утренних угроз. Важно, чтобы новое руководство понизило планку нереалистичных ожиданий, которые могли возникнуть после отстранения от власти г-на Шеварднадзе, а также в ходе выборов.
Проведение реформ в Грузии, пораженной коррупцией и повсеместной бедностью, испытывающей недостаток конкурентоспособной промышленности, имеющей изношенную инфраструктуру советской эпохи, будет затруднено, особенно в свете глубокого экономического кризиса и угроз безопасности, в том числе и со стороны России.
В ведущейся на Южном Кавказе игре Кремль располагает сильными картами. Россия считает г-на Саакашвили, по словам одного из высокопоставленных экспертов по внешней политике, "слишком проамериканским и слишком незнакомым". Россия держит в Грузии четыре военные базы. В ходе визита в Грузию в декабре 2003 года министр обороны США Дональд Рамсфелд призвал Москву вывести свои войска из Грузии в соответствии с соглашениями, подписанными в 1999 году в Стамбуле, на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, однако Россия до сих пор не торопится. Под контролем Москвы также находятся жизненно важные электрические и газовые сети, которые были приобретены в 2003 году контролируемыми государством компаниями, РАО ЕЭС и "Газпромом". Около одного миллиона грузин, работая в России, отсылают свои заработки на родину, при этом объем отправляемых средств равен примерно одной четверти валового внутреннего продукта Грузии. Также Россия применяет безвизовые схемы, чтобы поощрять абхазский и аджарский сепаратизм.
Новое грузинское руководство осознает глубину стоящих перед ним задач. К ним относятся проведение свободных, справедливых и прозрачных парламентских выборов весной 2004 года, борьба с коррупцией и организованной преступностью, и возрождение государственных институтов, закрытых или обескровленных при г-не Шеварднадзе. Новой власти нужно будет потрудиться, чтобы набрать в правительство честных, компетентных и образованных людей, чтобы обеспечить своевременную выплату пенсий, зарплат и других пособий, и чтобы добиться экономического роста и возвращения в страну иностранных инвестиций посреди нынешнего глубокого экономического кризиса. И, наконец, г-на Саакашвили ожидают сложные отношения с Россией, когда он будет пытаться проводить политику территориальной реинтеграци, в то время как Москва поддерживает сепаратистски настроенную оппозицию.
Администрацию Буша также ожидают многочисленные задачи в Грузии, которая является геостратегическим ключом к Южному Кавказу. Грузия является не только стабилизирующим фактором на Кавказе благодаря своим хорошим отношениям с Арменией и Азербайджаном, но и предоставляет доступ к энергетическим ресурсам Каспийского моря. Более сильная Грузия станет более привлекательной для сепаратистски настроенных Абхазии и Южной Осетии, и сможет более эффективно бороться с международным терроризмом в своем регионе. Поэтому Соединенные Штаты должны поддержать новый демократический и прозападный режим Грузии. Это позволит предотвратить ее распад, сохраняя при этом стабильные рабочие отношения с Кремлем, который до сих пор считает эту республику частью постсоветского пространства. В первую очередь Соединенные Штаты должны поддержать экономические реформы, создание государственных институтов и осуществление антикоррупционных мер. Также США должны продолжить обучение спецназа и контртеррористических подразделений, оказать помощь в подготовке полиции, и поддержать правовые и юридические реформы, начатые г-ном Саакашвили в 1990-х годах. Вашингтон должен расширять сотрудничество с Грузией в сфере обеспечения безопасности трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Государственный департамент должен содействовать укреплению контактов грузинских властей с руководством Абхазии и Южной Осетии, чтобы создать политическую модель, которая позволит укрепить территориальную целостность страны. Вашингтон должен поддерживать с Москвой диалог о территориальной целостности Грузии, о выводе российских войск с военных баз, о прекращении поддержки абхазских и осетинских сепаратистов, а также об укреплении сотрудничества России и Грузии в деле борьбы с исламским терроризмом. Администрация Буша имеет непосредственный интерес в успехе нового тбилисского руководства. Если его постигнет неудача, то в стране начнется анархия, может разгореться вооруженный конфликт, который уже потрясал республику в начале 1990-х годов. Такой сценарий может обернуться катастрофой для безопасности и благополучия на Южном Кавказе и в Евразии.
Ариэль Коэн, научный сотрудник Heritage Foundation
Опубликовано 15 января 2004 года.
Перевод - веб-сайт "ИноСМИ.ру"