В канун нового года Национальное Собрание Армении приняло в третьем чтении законопроект "О массовой информации", который был подготовлен правительством. Проект вызвал неоднозначные оценки со стороны журналистских кругов, где так и не оформился нужный консенсус. Так, Национальный пресс-клуб (НПК), представляющий интересы действующих журналистов, был настроен весьма радикально и последовательно выступал против представленного законопроекта (именно благодаря акциям протеста НПК парламент Армении предыдущего созыва в апреле 2003 года не поддержал предложенный законопроект), предложив вниманию парламентариев свой, альтернативный законопроект. Альтернативный законопроект был представлен депутатом от оппозиционного блока "Ардарутюн" ("Справедливость") Виктором Даллакяном и был отвергнут парламентским большинством. Ранней весной 2002 года президент Роберт Кочарян сделал заявление о том, что он не подпишет законопроект "О массовой информации" до тех пор, пока законопроект не пройдет соответствующей международной экспертизы. Под последней, скорее всего, подразумевалась экспертиза Совета Европы. Это понятно, так как принятие нового закона регулирующего работу средств массовой информации - это одно из обязательств Армении, взятое при вступлении в эту авторитетную международную организацию.
Перед принятием вышеупомянутого законопроекта, как в первом, так и во втором чтении, заместитель министра юстиции Ашот Абовян, представляющий проект от имени правительства, так и глава профильной парламентской комиссии депутат Грануш Акопян, сделали заявление, согласно которому представленный Национальному Собранию акт прошел соответствующую международную экспертизу, в том числе со стороны экспертов Совета Европы. При этом в ответ на требование неподконтрольных властям журналистских кругов предоставить в их распоряжение тексты соответствующих экспертиз, последовало гробовое молчание. Однако уже в декабре тайное стало явным. Члены Национального пресс-клуба сумели получить текст экспертизы законопроекта "О массовой информации", подготовленной специалистами Совета Европы. Точка зрения экспертов Совета Европы была совсем не такой, как представляли Ашот Абовян и Грануш Акопян. Несмотря на то, что эксперты Совета Европы констатировали определенные позитивные изменения в представленном законопроекте, тем не менее, они высказали свое открытое опасение за будущее свободы прессы в Армении в случае принятия законопроекта "О массовой информации" парламентом. В целом, негативную оценку представленному законопроекту дали также авторитетная международная журналистская организация "Артикл 19" (со штаб-квартирой в Лондоне) и германская организация "JTZ", которая оказывает техническую и правовую помощь правительству Армении. Тогда же, в декабре, в одном из своих интервью, заместитель министра юстиции Ашот Абовян вынужден был признать, что эксперты Совета Европы дали негативную оценку по законопроекту "О массовой информации". Круг замкнулся.
Правда, мы не знаем насколько он замкнулся перед грантодателями для таких общественных организаций, как Ереванский пресс-клуб, Союз журналистов Армении, "Интерньюс" и некоторых других, которые были достаточно последовательны, поддерживая вышеупомянутый законопроект "О массовой информации", в целом, позитивно оценивая его итоговые формулировки.
Мы думаем, что в сложившейся ситуации президент Армении Роберт Кочарян не будет вспоминать свое заявление почти двухгодичной давности и, скорее всего, подпишет закон.
В свете вышеизложенного неясно, как отнесется Совет Европы и его мониторинговая миссия к выполнению Арменией взятых на себя обязательств при вступлении в эту авторитетную международную организацию.
Год завершился очередным и последним за минувшие два года конкурсом на право вещания по 56-дециметровой частоте. Все остальные метровые и дециметровые частоты к этому моменту получили своих хозяев. Как и ожидалось, опальные телекомпании "А1+" и "Ноян тапан" в очередной раз не подучили права на вещание. Право на вещание получил ЗАО "Усабер", учредителем которой является "Еркир Медиа", близкая к партии АРФ-Дашнакцутюн. По мнению председателя Национальной комиссии по телевидению и радиовещанию (НКТР) Григора Амаляна, предложение "Усабера" оказалось однозначно лучшим по своему техническому решению. Судя по предложениям представленным на конкурс, через несколько лет "Усабер" получит возможность вещать на весь мир через спутник. Мы полагаем, что это открывает большие перспективы для спонсоров и компаньонов "Усабер" в представлении своей точки зрения Армянству.
Что касается "А1+" и "Ноян тапан", то обе эти организации, видимо, чересчур понадеялись на могущество и влияние Совета Европы, ОБСЕ, Европейского Союза и ряда великих держав на руководство Армении. В течение последних двух лет международные организации устами своих руководителей сделали ряд жестких заявлений по поводу непредоставления частот для вещания этим двум неподконтрольным властям Армении телекомпаниям. Однако эти жесткие заявления официальный Ереван пережил также успешно, как заявления ОБСЕ\ПАСЕ по итогам президентских и парламентских выборов.
Видимо, авторитетным международным организациям и некоторым западным державам следует признать свое поражение либо ошибочность своей политики в вопросе поддержки свободы слова в Армении. И не только в Армении. Такие поражения мы имели возможность наблюдать в России, Украине, Азербайджане и т.д.
Что теперь будет с этими телекомпаниями? Совершенно очевидно, что у них болльше нет серьезных средств на нормальное функционирование. На выживание, может быть, и есть, но разве этого они добивались эти два года? За этот срок они безнадежно отстали в техническом оснащении от своих конкурентов, которые имели возможность выходить в эфир и зарабатывать средства на развитие. Талантливые коллективы находятся перед угрозой распада.
В свое время западные страны сумели найти мудрое решение (не самое лучше по форме, но достаточно удовлетворительное по сути) и лишить монополии типографский комплекс "Тигран Мец", создав альтернативную типографию в Ереване. Это привело к снижению цен на типографские услуги в целом по Армении.
В апреле 2002 года, после того как по итогам конкурсе "А1+" и "Ноян тапан" в первый раз не были предоставлены частоты на вещание, прозвучало предложение о создании кабельной сети, через которую могли бы выйти в эфир все как альтернативные, так и иные телекомпании Армении. Напомним, что согласно действующему закону для получения лицензии на вещание через кабельную сеть нет необходимости проходить через конкурсы, проводимые НКТР. Тогда это предложение было положено "под сукно" международными организациями и западными державами. Видимо, они полагали, что им удастся добиться возможности выхода в эфир для "А1+" и "Ноян тапан". Сегодня очевидно, что круг замкнулся, и эта политика не имела успеха. Если международные организации и западные демократии действительно заинтересованы в поддержке свободы слова и демократии в Армении, то у них остается единственный выход в сложившейся ситуации: оказать содействие в создании кабельной сети и предоставить, таким образом, возможность выйти в эфир реально альтернативным телекомпаниям страны.
Пойдут ли на это или какое-то иное решение западные страны и международные организации - покажет время.
Опубликовано 12 января 2004 года