Почти месяц прошел со дня принятия армянским парламентом нового закона о средствах массовой информации, однако президент Роберт Кочарян все еще не утвердил его. Впервые представленный на рассмотрение около двух лет тому назад, законопроект получил негативные отзывы со стороны журналистов, а также политических деятелей. С тех пор этот документ претерпел значительные изменения, и его окончательный вариант, принятый в третьем чтении в прошлом месяце, был признан местными и международными СМИ много более приемлемым. Однако при нынешних обстоятельствах, которые оппозиционные СМИ находят для себя все более неблагоприятными, некоторые особенно намекающие на двусмысленность положения нового закона вызывают сомнения.
Свою озабоченность в связи с неопределенностью некоторых формулировок выражают оппозиционные парламентские фракции "Справедливость" и "Национальное единение". Ни та, ни другая не участвовали в декабрьском голосовании, по итогам которого был принят этот закон. "Если бы мы жили в правовой, демократической стране, очень возможно, что мы не были бы столь осторожны, - говорит депутат от фракции "Справедливость" Шаварш Кочарян. - Но мы знаем, в каком поле будет действовать этот закон, как его будут применять чиновники, как будут пытаться использовать то или иное положение закона для ограничения возможностей независимой прессы". "Права и обязанности журналистов остались вне закона. Кроме того, в законе есть формулировки, которые могут дать основания для вольной трактовки", - говорит представитель той же фракции Виктор Даллакян.
Лояльные правительству депутаты находят такие заявления несостоятельными. Представитель "Дашнакцутюн", председатель комиссии по международным отношениям Армен Рустамян сказал IWPR, что "это - очень нормальный и прогрессивный закон, благодаря которому будет действовать полноценная свобода прессы". "До сегодняшнего дня было слишком много свободы в том смысле, что журналисты очень часто не несли ответственности за свои материалы. Свобода прессы означает свободную возможность для того, чтобы сказать правду, а не говорить все, что вздумается", - сказал он.
Представители проправительственных сил утверждают, что законопроект был тщательно изучен в международных структурах. Председатель комиссии по науке, образованию, культуре и по вопросам молодежи Грануш Акопян, которая представила законопроект Национальному собранию Армении, не исключают возможности внесения в закон поправок. "Это новая сфера, и сказать, что все написанное окончательно и не подлежит никаким изменениям, нельзя", - сказала она в беседе с IWPR.
Акопян и замминистра юстиции Ашот Абовян, который является автором законопроекта, уверяют, что документ составлен с учетом мнений экспертов Совета Европы, авторитетной международной журналистской организации "Article 19", а также немецкой консультационной организации по техническим и правовым вопросам "JTZ". Однако две из этих организаций, хотя и одобряют некоторые внесенные в законопроект коррективы, по-прежнему находят отдельные моменты неприемлемыми. Как заявил директор "Article 19" по Европе Лютгард Хаммерер, многие рекомендации, представленные в отчете организации по предыдущему варианту законопроекта, в окончательном документе "были приняты во внимание". При этом другие важные предложения, в частности, создание независимого органа для обеспечения одинаковой для всех журналистов процедуры аккредитации, остались, по всей видимости, незамеченными.
В последнем по времени отчете экспертов Совета Европы также отмечается, что "последний вариант законопроекта стал лучше и доработан по сравнению с предыдущим вариантом от апреля 2002 года. Тем не менее, к сожалению, законопроект продолжает вызывать возрастающую озабоченность в плане выражения свободы в прессе". Принятие нового закона о СМИ входит в число обязательств, взятых Арменией перед вступлением в Совет Европы в 2001 году. Одно из требований Совета, которое оговаривало возможность принятия подобного закона единственно в условиях консенсуса в журналистских кругах Армении, конечно, учтено не было.
Принятие нового закона вызвало разногласия в журналистском сообществе, разделив его на два оппонирующих лагеря. В пользу документа сегодня высказываются три журналистские организации - Ереванский пресс-клуб, Союз журналистов Армении и "Интерньюс". Президента Ереванского пресс-клуба Бориса Навасардяна беспокоит одно из положений закона, в котором говорится о необходимости обеспечить полную финансовую прозрачность средств массовой информации. "В сегодняшней Армении требовать финансовой прозрачности, которая позволит определить то или иное политическое влияние на СМИ, очень опасно, поскольку это ударит по оппозиционной прессе", - считает он. При этом, заявляет он, новый закон является огромным шагом вперед. "Ничего дополнительного к тем ограничениям свободы слова, которые уже существуют в стране, этот закон не прибавит. Наоборот - он увеличит гарантии для свободы прессы", - сказал Навасардян.
Противоположной точки зрения придерживается Национальный пресс-клуб. Его председатель Нарине Мкртчян выражает обеспокоенность тем, что в новом законе имеется большое число статей с неопределенными формулировками - так, например, о "недопустимости злоупотребления свободой слова". Использование их против СМИ и журналистов при существующей судебной системе Армении, которая полностью подконтрольна исполнительной власти, почти наверняка приведет к ликвидации законным путем независимой прессы, говорит она. Другой пример двусмысленности формулировок приводит редактор проправительственной газеты "Голос Армении" Гагик Мавелян. Он отмечает, что в законе есть статья, которая гласит: "Журналист лишается аккредитации, если подготовленные им сведения дискредитируют работу выдавшего аккредитацию органа, что подтверждается в судебном порядке". По его словам, руководство любого из тех органов, при которых имеются аккредитованные журналисты, всегда может "доказать" в судебном порядке, что распространенные журналистом факты - не факты вовсе, а сплошная дискредитация выдавшего аккредитацию органа: "Никаких иллюзий в отношении судебных решений в данном случае питать не приходится", - говорит он. Национальным пресс-клубом был разработан альтернативный законопроект "О свободе прессы", однако Народное собрание отказалось включить его в свою повестку.
Многие журналисты опасаются, что власти попытаются использовать новый закон в качестве рычага давления на остающуюся в Армении оппозиционную прессу. Уже исполнительная власть почти полностью подчинила себе электронные СМИ. На протяжении более 18 месяцев под различными предлогами не предоставляется эфир двум телекомпаниям оппозиционного настроя "Ноян Тапан" и "А1+". Следует также отметить, что в соответствии с новым законом "О телевидении и радио", президент получает эксклюзивное право назначения членов, регулирующих эту сферу органов. Председатель Хельсинкского комитета Армении Аветик Ишханян не исключает, что под таким же прессом вскорости могут оказаться печатные СМИ. "Остались 1-2 газеты, которые имеют мнение, отличное от властей. Боюсь, что и в их отношении также будут посягательства".
Опубликовано 8 января 2004 года