Геноцид в Чечне получает незаслуженно малое освещение в средствах массовой информации (СМИ). Российский президент Владимир Путин настаивает, что его войска проводят в Чечне операции по ликвидации "международного исламского терроризма". Используя глобальную войну с террором как предлог для укрепления железной хватки Москвы на горле этой мятежной республики, российская армия ведет против чеченского народа войну на уничтожение. Однако Запад хранит молчание по поводу осуществляемого Россией геноцида. Вместо того чтобы потребовать у Кремля вывести свои войска и начать с чеченскими лидерами переговоры о мире, администрация Буша-младшего продолжает свою постыдную политику игнорирования чеченского конфликта. Президент Буш-младший по-прежнему считает, что Путин является важным союзником Вашингтона в войне с терроризмом. Вашингтон согласился с утверждением Москвы, что чеченский вопрос является "внутренним делом" России. Бушу-младшему следовало бы внимательнее приглядеться к действиям Путина.
До начала войны в Чечне проживали свыше 1 миллиона человек. В военные годы сотни тысяч чеченцев оказались в числе перемещенных лиц, многие тысячи просто "исчезли", а более четверти населения, как считается, были убиты или умерли. В прошлогоднем докладе Совета Европы задокументированы многочисленные случаи нарушений прав человека российскими военнослужащими, включая широко распространенные пытки чеченцев. Далее, российская армия ведет кампанию "выжженной земли", стремясь искоренить не только чеченскую нацию, но также экономику и среду обитания. Столица Чечни, город Грозный, лежит в руинах. Большинство сельскохозяйственных угодий отравлено дефолиантами. Оставшееся население медленно вымирает в результате совокупного воздействия войны, болезней и резко возросших самоубийств.
Печально, но судьба Чечни не нова: в 20-м веке более других пострадали от геноцида евреи, цыгане и чеченцы. В 1944 году по приказу Иосифа Сталина чеченцев, в наказание за сопротивление коммунизму, депортировали на восток. В ходе депортации более половины всех чеченцев умерли или были просто убиты советскими солдатами. Возвратившись на родную землю после распада Советского Союза, оставшиеся в живых чеченцы с 1994 по 1996 год вели героическую вооруженную борьбу за свою независимость от российского имперского правления. Интенсивная партизанская война вынудила российскую армию уйти из Чечни. Однако в 1999 году Москва, стремясь восстановить свое господство, снова вторглась в республику. Этот вооруженный конфликт продолжается и по сей день. Его главными жертвами являются чеченские мирные жители, хотя погибли также примерно 5000 российских военнослужащих. Жестокая оккупация вынудила многих чеченцев отказаться от мечты о национальном суверенитете; многие сегодня охотно согласились бы на автономию. Однако Путин отказывается рассматривать эту идею. Он требует от мировых лидеров, чтобы те признали, что любой чеченский лидер - террорист. А поэтому, доказывают российские "ястребы", мирный компромисс невозможен, и единственное решение - полная военная победа, каковы бы ни были ее гуманитарные последствия.
Линия Кремля не лишена достоинств. В последние несколько лет Чечня привлекает международных террористов из Саудовской Аравии, Афганистана и других арабских стран. Целью воинствующих исламистов является образование фундаменталистского мусульманского государства. Однако большинство чеченских повстанцев являются не исламскими экстремистами, а националистами-романтиками, мечтающими о защите прав чеченцев от все более авторитарной России. Жестокая война в Чечне просто является одним из компонентов эволюции России от неокрепшей демократии к репрессивному корпоративному государству. Путин - никакой не "западник"; он продемонстрировал, что является русским Франциско Франко или Аугусто Пиночетом, то есть диктатором правого толка, который борется за социальный порядок и рыночную экономику. Под его руководством Москва начала напрягать мускулы в отношениях с соседними странами, арестовывать по сфабрикованным обвинениям ведущих диссидентов вроде нефтяного магната Михаила Ходорковского и нападать на основные свободы СМИ и гражданские права. Проводимая Западом политика умиротворения России таит в себе опасность стимуляции Кремля к продолжению его антидемократической и экспансионистской политики. Более того, отказ осудить геноцид Путина в Чечне чреват тем, что западные правительства будут обвинены в лицемерии. Хотя в Косово и Боснии Запад принял решительные меры против этнических чисток, он по-прежнему отказывается что-то сделать для предотвращения трагедии, разворачивающейся в Чечне. В отличие от нацистской Германии, Запад не может утверждать, что ничего не знал о творящихся в Чечне зверствах. Мы знаем. Нам это просто безразлично.
Джеффри Кюнер.
Опубликовано 16 февраля 2004 года.
Перевод - веб-сайт "Inopressa.ru".