После теракта в столичном метро громче зазвучали голоса аналитиков о том, что пока не будет изловлен или уничтожен "главный террорист" страны Шамиль Басаев и его окружение, подобные взрывы не прекратятся. (Впрочем, на этот счет существуют и противоположные точки зрения, одна из них приводится в сегодняшнем номере "НВО" в интервью Руслана Аушева.) Президент РФ Владимир Путин, в прошлом разведчик и глава чекистов, как известно, тоже высказался: "Россия не ведет переговоров с террористами. Она их уничтожает".
Но в свете этих слов то, что Басаев до сих пор не ликвидирован, бросает тень не только на спецслужбы, но и на власть, которая в последние годы не может заставить эти спецслужбы работать с максимальной эффективностью. Ведь Басаев и его подручные где-то в хорошо законспирированном лагере готовят шахидок, которые вот уже второй год продолжают десятками уничтожать ни в чем не повинных российских граждан. По мнению ветеранов спецслужб, это значит, что вся агентурная работа не только разлажена, но и не налаживается никак, проводится поверхностно, неметодично и неглубоко. "Берем пескариков и то в большинстве примеров случайно, бьем по хвостам, - признавался не так давно корреспонденту "НВО" один из опытных сотрудников ФСБ, - а выдаем это чуть ли не за грандиозные спецоперации".
Действительно, если проанализировать хотя бы последние месяц-два, примерно так все и происходит. Вспомним декабрь прошлого года. Трехнедельная операция по уничтожению крупной, не менее 30 человек банды "бородачей" в Дагестане. Переход ее из Чечни в направлении Грузии спецслужбы прозевали, а пограничники, получив о ней информацию от местных жителей, действовали настолько легкомысленно, что, даже не приняв боя, положили 10 человек убитыми ("НВО" подробно писало об этом). Зато потом навалились чуть ли не всем "фронтовым" Северо-Кавказским военным округом, задавили. Позже вроде бы даже самого Гелаева без головы нашли (но до сих пор опознать не могут). И уже в начале января Путин награждал в Кремле отличившихся в операции. Наверное, спецназ, вертолетчики федеральных сил действовали там действительно достойно и профессионально. Но преподносить это как "выдающийся успех", делать из этого (видимо, с подачи Минобороны) "награжденческое шоу", когда вначале был полный провал, бесспорное фиаско, по меньшей мере, странно.
Или, скажем, кто и когда слышал что-нибудь о некоем Абувалиде Астамирове? Никто и никогда. Это не Масхадов. Не Басаев. Не Радуев. Не тот же Гелаев. На худой конец, не Удугов. Но вот Региональный оперативный штаб (РОШ) по управлению контртеррористическими операциями на Северном Кавказе 20 января с пафосом сообщает, что в Чечне "практически полностью уничтожена бандгруппировка этого полевого командира, насчитывающая около 15 боевиков". Заметим по ходу дела - банда "уничтожена полностью", а боевиков "около 15", - точно, что ли, трупы посчитать не смогли, раз всех-то уложили? Но не будем придираться к "досадным оговоркам". По стилю сообщения этот неизвестный стране Астамиров (чей труп был опознан) опять-таки преподносится как некая суперудача спецслужб. Дескать, гляньте, люди, какого мы "волка" завалили: в 2000 г. "он проживал в Германии" (что он там делал, не уточняется, но из этого, видимо, все должны сделать вывод, что Астамиров - крупный международный террорист, чуть ли не Усама бен Ладен), лично "причастен к 35 убийствам и совершению нескольких терактов". Каких и где - также остается "за кадром". А дальше: при нем обнаружен паспорт на имя Магомеда Гериханова. А в базовом лагере боевиков, помимо вещей и снаряжения, найдены фальшивые, но высококачественные бланки удостоверений и документов сотрудников МВД Чеченской Республики, службы безопасности президента Чечни, спецпропуска РОШ, военные билеты и российские паспорта. Все это - конкретнейшие вещдоки, о которых ни разу, нигде и никогда не сообщали, а какая по ним, собственно, проведена оперативная работа, каким образом боевикам удается их добывать, кто их ими снабжает?
В конце января у селения Мехты в Введенском районе наконец-то напали на след Аслана Масхадова. Уже чуть ли не в руках чеченского ОМОНа был президент-партизан непризнанной республики Ичкерия. Ан опять нет, не успели. Бункер, который обнаружили спецназовцы, оказался пустым. Трофеями стал лишь ковер (и то без знакомого флага), на фоне которого Масхадов и его подручный Шамиль Басаев (или наоборот) записывали свои видеообращения к чеченскому народу, дорогие автомобили бандитов и... очки лидера сепаратистов.
Самого Басаева должны были взять живым или мертвым еще к 1 января. "Операция" (если ее вообще можно назвать таковой) по его поимке началась с откровенного шоу. Еще 1 декабря прошлого года по чеченскому гостелеканалу выступили командиры республиканских спецподразделений и объявили о вознаграждении в 5 млн. долл. за достоверную информацию о местонахождении предводителя боевиков. Заявители вещали, что после получения информации о "враге Чечни и России # 1" "проблема Басаева" будет решена за час. Причем именно до Нового года. Так, мол, захотел лидер Чеченской Республики. Если им же верить, то кольцо вокруг Басаева в течение декабря сжималось несколько раз, но... за такую сумму наставника шахидок никто сдавать не захотел, и в январе шоу продолжилось. Уже сам президент Чечни Ахмад Кадыров заявил - в Москве! - что увеличивает эту ставку в 10 раз. То есть теперь голова Басаева стоит уже 50 млн. долл. А результата все нет. "И не будет, - сказал "НВО" компетентный источник в силовых структурах. - Попытки купить информацию с целью нейтрализации наиболее одиозных лидеров чеченских боевиков предпринимались спецслужбами уже неоднократно, но постоянно проваливались. Тот же Басаев изначально "стоил" 2,5 миллиона долларов..."
Никто не отрицает объективных трудностей в борьбе с терроризмом, особенно с его "шахидскими формами". Однако очевидно, что в последнее время свою беспомощность, прежде всего в агентурной работе, спецслужбы все больше пытаются прикрывать своеобразными пиар-акциями, доходящими порой до неприличных телешоу. Это, как говорится, дело их чести. Но участие в этих спектаклях региональной, а то и верховной российской власти удручает. Это похоже на покрывание спецслужб. И свидетельствует не только о том, что те вот уже несколько лет бессильны изловить "какого-то" конкретного Басаева, но и о явной растерянности самой власти. Которая не знает, как еще надо действовать после референдума и выборов президента в Чечне, чтобы можно было реально говорить о стабилизации обстановки в этой республике. Ожидался мир, а он все никак не наступит. Поэтому теракты прекратятся не тогда, когда будут изловлены Басаев или Масхадов, а когда Чечня реально встанет на рельсы своего мирного развития.
Емельян Бряндин.
Опубликовано 13 февраля 2004 года.