Вместе со сменой власти в Грузии ожидаются и изменения состава грузинских делегаций, участвующих в процессе разрешения местных конфликтов. Пока что переговоры с сепаратистами ведут министр чрезвычайных дел Малхаз Какабадзе и председатель Департамента разведки Автандил Иоселиани. Переговоры в Чубурхинджи продолжаются, но безрезультатно, а тем временем страны-друзья Грузии призывают к мирному пути разрешения конфликта. Есть и конкретный план - разработанный Дитером Боденом документ, который является предметом переговоров, но сепаратисты тормозят этот процесс и проблема остается открытой.
Новый президент обещает решительные шаги на пути урегулирования конфликтов. Михаил Саакашвили заявляет: переговоры с абхазами и осетинами будут продолжаться, но это не значит, что Тбилиси по-прежнему будет мириться с упрямством сепаратистов. Грузинские власти приобретут достаточные рычаги, чтобы Цхинвали и Сухуми согласились на совместное проживание с грузинами. Интересно, кому доверит президент Саакашвили это трудное дело. Эксперты предполагают, что грузинскую делегацию возглавит он сам. Такое мнение опирается на "народнический" характер Саакашвили, а также и на то, что для нового президента восстановление территориальной целостности - дело первостепенной важности: это твердая гарантия достойного президентства и переизбрания на второй срок. Саакашвили показал народу конкретный пример, когда сделал беспрецедентный шаг - посетил Цхинвали. Возможно, Саакашвили вновь посетит Цхинвали и проведет переговоры лично с Эдуардом Кокойти. Это будет зависеть от того, насколько хорошо почувствуют сепаратисты новую политическую ситуацию в Грузии и согласятся ли они на разумный компромисс. Абхазские сепаратисты по-прежнему дистанциируются от грузинских властей, хотя в послании на имя Саакашвили выражают надежду, что грузины не прибегнут к силе и переговоры будут продолжаться. Подключение президента Саакашвили к этим переговорам ожидается еще и потому, что несколько лет назад он вместе с европейскими экспертами активно участвовал в разработке Пакта стабильности для Южного Кавказа, который предлагает сепаратистам конкретный путь для формирования их "субгосударств". Аналитики ожидают и оздоровления состава сепаратистских властей, то есть появления таких абхазов и осетин, которые приедут в Тбилиси и захотят встретиться с президентом. В таком случае президент Саакашвили сможет общаться с сепаратистами без посредников.
С другой стороны, большая активность в мирном процессе восстановления территориальной целостности ожидается и от будущего премьер-министра. Зураб Жваниа, которого предполагают увидеть на должности премьера, будет заинтересован в достижении конкретных результатов в этом процессе. В качестве примера вспоминают о послереволюционной напряженности между центром и аджарским регионом, когда, в целях увеличения своего политического веса, именно Зураб Жваниа пытался достичь замирения с Аджарией. Ожидается, что если Жваниа будет премьером, он станет уполномоченным президента или его личным представителем по грузино-абхазским и грузино-осетинским вопросам, ибо Жваниа - это та фигура, с которой многим легко вести переговоры. Если в процессе переговоров президент Саакашвили пожелает выделить компромиссную фигуру, то подходящей кандидатурой является как раз Зураб Жваниа.
Менее вероятно, что Саакашвили, в подражание своему предшественнику, передаст отношения с сепаратистами в руки Аслана Абашидзе. Между тем, по мнению многих, в переходный период отношений между Цхинвали, Сухуми и Тбилиси именно Аслан Абашидзе является подходящим, приемлемым "кадром": он представляет собой компромиссную фигуру, равно приемлемую как для Цхинвали и Сухуми, так и для Москвы. Многозначительная деталь: юрист Давид Усупашвили, член республиканской партии, то есть член команды Михаила Саакашвили, представил недавно проект, который подразумевает, после возвращения Абхазии, возобновления с ней экономических отношений. С подобной инициативой впервые выступил Аслан Абашидзе, и если в период правления Шеварднадзе Абашидзе не смог осуществить свой план, то это вина "застоя", когда активно не рассматривались хотя бы те же вопросы окончания российского военного влияния в Грузии. Воодушевленные такой военной поддержкой, сепаратисты отказывались не только от экономических, но и от политических отношений с грузинской стороной. Так что, если центральные власти продолжат традицию сделок с Асланом Абашидзе, то не исключено и использование его фигуры в переговорах с сепаратистами... Но, как было сказано, эксперты не очень верят в такой вариант развития событий. Даже если войдет в моду абшидзевский план восстановления экономических отношений с сепаратистами, новая власть все равно не предоставит Аслану Абашидзе шанс приобрести политические дивиденды - уже теперь ясно видно, как сжимается политическое кольцо центральной власти вокруг Абашидзе.
В будущей грузинской делегации ожидается появление и новых лиц. Это, например, Давид Усупашвили, Лаша Тугуши, Торнике Беришвили, Паата Закареишвили, считающиеся сторонниками развития народной дипломатии и перевода миротворческого процесса в экономическую плоскость. Взявшая такой курс грузинская делегация достигнет успеха в том случае, если в Сухуми и Цхинвали не повернутся спиной к протянутой из Тбилиси руке... Но, как мы уже сказали, в своем заявлении Михаил Саакашвили упомянул и те рычаги, которые власть намерена использовать в случае неповиновения сепаратистов. Если настанет необходимость прибегнуть не к диалогу, а к давлению, на передний план выйдет фигура самого Саакашвили, так как времени у компромиссных посредников уже не будет. В таком случае в процессе восстановления территориальной целостности активизируются радикальные политики: к примеру, бывший министр юстиции в правительстве Абхазии (в изгнании) Паата Давитая, который является членом команды Михаила Саакашвили и активно работал над идеей Гаагского трибунала для осуждения сепаратистов.
Ладо Сулаберидзе
Опубликовано 6-12 февраля 2004 года.