Теракты в России будут случаться по двум причинам. Во-первых, потому, что такова природа социального строя Чечни.
Чеченские полевые командиры производят теракты, как Останкинский мясокомбинат - колбасу. Это их бизнес. Так же, как, например, это бизнес в Палестине.
И в Чечне, и в Палестине власть, влияние и деньги имеют люди, которые без терактов не будут иметь власти, влияния и денег. Почему чеченцы взрывают дома? Потому же, почему норманны грабили Южную Францию.
С террористами сложно бороться даже в нормальной стране: так с гангреной сложно бороться даже в чистой операционной.
Но если операционная расположена в хлеву, если медперсонал давно повыкрутил все лампочки, а хирург думает не о том, чтобы прооперировать пациента, а чтобы отрезать ему руку вместе с золотыми часами, шансы на гангрену резко возрастают.
И это вторая причина российских терактов.
Четыре года назад президент Путин пришел к власти, обещая замочить террористов в сортире. Сортир стоит на том же месте. Чечню не замирили. Тогда решили сказать, что в Чечне - мир. И избрали президента Кадырова.
Президент Кадыров может многое. Он может обеспечить поголовное голосование за партию, обещавшую замочить террористов в сортире (на иных участках, говорят, сначала было по 109% голосов), и предложить продлить срок президенту Путину. Он может создать собственную службу безопасности и превратить ее в главную вооруженную силу в республике. Но он не может предотвратить теракты, потому что контроль над кабинкой для голосования - это еще не контроль над Чечней.
Поэтому когда возник вопрос, а на чем строить новую избирательную кампанию, решили строить ее не на борьбе с террористами, а на борьбе с олигархами. В тюрьме оказался не Басаев, а Ходорковский.
Накануне "Норд-Оста" у "Макдоналдса" взорвались "Жигули". Чекисты, видимо, занятые дележкой собственности, приехали на место слишком поздно. Все уже было затоптано ментами. Всем было лень. Сказали: "криминальная разборка". Это была пробивка - чеченцы смотрели, как реагирует система.
Посмотрели и захватили "Норд-Ост". В "Норд-Осте" погибли 130 человек. В больницах запретили врачам ставить медицинские диагнозы и писали в истории болезни: "жертва терроризма".
Президент сказал, что газ был безопасный.
Никого за "Норд-Ост" не уволили.
И вы хотите, чтобы в этой стране не было терактов?
Правительство борется с терактами, как с пробками на дорогах: лично для себя. Если в Москве пробки - значит, надо остановить всех и ехать по встречной. Если в Москве теракты - значит, надо усилить охрану власти.
Силовая система страны заболела СПИДом. Вместо того чтобы уничтожать чужеродные тела бандитов и боевиков, она занимается вымогательством и разводками. Чем громче будут рапорты о мире в Чечне, чем больше чекистов будут заниматься переделом собственности вместо охоты за террористами, тем чаще будут взрывы в России.
И если мы проиграем, Россия рано или поздно распадется на части. А мы проигрываем, потому что генералы этой войны заняты другим делом.
Они торгуют керосином и оружием, возбуждают уголовные дела против "ЮКОСа" или "Би-лайна", ездят в красивых машинах и отдыхают на дорогих курортах.
...А рядовые этой войны ездят в метро.
Точка зрения обозревателя может не совпадать с точкой зрения редакции.
Опубликовано 9 февраля 2004 года