Не рискну назвать число изданий, которые в последнее время проявили интерес к нашей республике. Одних журналов наверняка наберется полтора десятка. Интерес этот, без сомнений, должен был бы радовать. Чем больше россиян будет знать о жизни Ингушетии, тем отрадней. Да вот только жизнь эта показывается с чистого листа. Какое издание с материалами о республике не откроешь, как будто мы все вчера народились, как будто прошедшее десятилетие вакуумным было. Ни объекты не строились, ни культура не развивалась. Здравоохранение было в загоне. Шутка ли сказать, на всю республику ни одного роддома, ни одного книжного магазина не было. В экономическом вопросе тоже полный завал был. Просто-напросто Руслан Аушев со своей командой оставил после себя всем нам чистый лист бумаги. На эту тему мне в последнее время часто приходилось выступать, чем вызывал и вызываю недовольство тех, кто с корнями намерен выкорчевывать желчно названную кем-то "Аушетию". Честно говоря, уже несколько надоело белое называть белым, а черное черным.
Эта заметка вызвана поступившим в республику журналом "Жизнь национальностей", главным редактором которого является известный нам всем Хажбикар Боков. Интересная деталь: журнал издается более десяти лет. Но не припомню, чтобы это миннацевское издание столь щедро (в полном журнальном объеме) увлеклось проблемами Ингушетии. Хотя этих проблем за десятилетие было с избытком. А тут вдруг интерес у издателей к нам проявился. Не будем гадать, чем подпитывается этот интерес. Но доподлинно известно, что материалы в "ингушский" номер готовились под чутким руководством приказавшим долго жить минпечати, под цензурой идеологической, если ее так можно назвать, службы республики.
И не только потому я так утверждаю, что на 130 страницах журнала не нашлось и намека на доброе слово в адрес первого президента Ингушетии. Вызвало бы удивление, если его имя было упомянуто в той мере, в какой он этого заслуживает. О том, что по материалам номера прошлись цензорские ножницы, ко всему прочему, говорит и заметка, рассказывающая о 80-летии газеты "Сердало". Не думаю, что автор заметки, бывший сотрудник распущенного минпечати Туган Богатырев запамятовал, когда перечислял редакторов старейшего ингушского издания, имя того, кто впервые эту газету начал выпускать в Назрани, создал соответствующую компьютерную базу, научил людей работать на сложной технике, а главное - сформировал журналистский коллектив, представители которого и нынче работают как в "Сердало", так и в других местных СМИ.
Речь, как бы это нескромно звучало, идет обо мне, в течение 3,5 лет руководившем "Сердало". Какой была газета в эти годы, автор заметки мог бы убедиться и по книге "Золотые перья "Сердало", которая была издана к 75-летию этой газеты. Честно говоря, такой малости я мог бы и не заметить. Уж кто меня знает, в тщеславии упрекнуть не может. В крайнем случае, я могу успокоить себя тем, что, как пишет автор, значусь в числе "многих других известных в Ингушетии личностей, руководивших "Сердало". Тут речь о другом. По чьей прихоти моя фамилия стала непроизносимой в печати, на ТВ? Неужто и я дал повод говорить о том, что "плохое после себя оставил наследство"?
Пусть это и нескромно, но хочу привести выдержку из письма в нашу газету "Ангушт". Оговорюсь. Письмо принесли мне домой от анонимного автора. Но через несколько дней этот автор при случайной встрече открылся. Я не стал настаивать на том, чтобы он подписался под своим письмом, потому что знал: не подписался он не из-за чувства боязни.
"Уважаемый Мурат! - пишет анонимный для читателя, но знакомый мне автор. - Сегодня, то есть 15 октября, случайно увидел седьмой номер вашей газеты "Ангушт". Не отрываясь, прочитал ее от первых до последних строк. Узнал о многом. Убедился, что в области ингушской журналистики не все потеряно. К величайшему сожалению, газеты "Сердало" и "Ингушетия" вообще потеряли себя, и неизвестно для чего они издаются. Поверьте, такая суррогатная, не преследующая конкретных целей продукция, никому не нужна. И журналистам этих изданий должно быть стыдно за свои бездарные сочинения. Но надо сказать и о том, что в этих газетах уже давно не работают журналисты, которые пользовались громадной любовью своего народа за их деятельность по защите прав и интересов ингушского народа и восстановлению ингушской государственности. Именно в нынешних условиях нужна ваша работа и ваша газета, как источник необходимой информации. Хотелось бы выразить вам благодарность за статью Бембулата Богатырева "Воспоминание о Викторе Поляничко". Наш народ должен помнить этого человека. Не упоминаются в наших СМИ и такие замечательные люди, как Федор Боков, Сергей Ковалев, Ирина Дементьева, Игорь Ляпин и наш с вами земляк, настоящий патриот своего народа Бембулат Богатырев. Правильно сделали, что перепечатали статью Ирины Дементьевой из "Новых Известий" "Уроки по пятому пункту". Многие в республике и не знали в существовании этой публикации, которая изобличает гнусную ложь об осени 1992 года, о сегодняшнем поведении отдельных должностных лиц, сотворивших это зло. Правильно вы недоумеваете по поводу нашего непонятного молчания по данному вопросу. Именно поэтому нужны и ваша газета, и ваш труд. Успехов вам!".
Это и подобные ему письма для меня куда значительней, чем упоминание в малоавторитетном журнале "Жизнь национальностей". Обидно, что замалчивание успехов предшественников, их охаивание у нас в республике становится симптоматичным явлением.
Ну, например, - задаются читатели вопросом: чем кого-то не устроила молодая талантливая певица Айна Гетагазова. Ведь она в политику не играет. Но голос ее уже более полутора лет не звучит на нашем телевидении. Или другой факт. В конце лета и в начале осени в культурной жизни Дагестана произошли значительные события, о которых писали все республиканские газеты. На сценах театров республики были показаны три хореографических спектакля, которые были поставлены известным ингушским артистом балета и танцев, бывшим министром культуры Республики Ингушетия Мусой Оздоевым. Не думаю, что у нас об этом не знали. Если не знали, то плохо. А коль знали, почему промолчали? Ведь ни Айна Гетагазова, ни Муса Оздоев в политику не играют. Они деятели культуры, которыми мы все должны гордиться. Однако о работе Мусы Оздоева в Дагестане уже в другом номере.
Мурат Озиев.
Опубликовано в январе 2004 года.