В своей небольшой клятвенной речи 25 января у могилы самого почитаемого в Грузии царя Давида Строителя новоизбранный президент страны Михаил Саакашвили то и дело произносил такие слова, как "целостность", "восстановление", "объединение". Заверением в том, что он добьется этого, Саакашвили начал и закончил официальную церемонию инаугурации в Тбилиси, прошедшей позднее в тот же день. Территория Гелатского монастыря, где покоится прах объединившего в конце XI-начале XII вв. Грузию "царя всех абхазов, картвелов, кахов..." Давида IV для инаугурационных торжеств нового президента была, по всей вероятности, избрана не случайно. Этим Михаил Саакашвили наглядно продемонстрировал свое стремление объединить страну, вернуть под контроль центральных властей притязающих на независимость Абхазию, Южную Осетию и Аджарию.
На сегодняшний день в краткосрочной повестке дня нового руководителя Грузии лидирует "аджарский" вопрос. Однако особую озабоченность Тбилиси по-прежнему вызывает проблема другого региона - Абхазии, которая самовольно в 1992 году вышла из состава Грузии, что привело к кровавому противостоянию. "Вопрос Абхазии решить за неделю невозможно, - заявил Саакашвили, отвечая на вопросы журналистов вскоре после своего избрания 4 января на пост президента. - До тех пор, пока в Грузии не будет установлен порядок, не будет возрождена экономика, и наша армия не станет могучей силой - никакая Организация Объединенных Организаций нам в Абхазии не поможет".
Как считает большинство политологов, Саакашвили, даже говоря в контексте планов по решению этой проблемы о создании "могучей армии", вряд ли имеет в виду силовое решение абхазского конфликта. "Мириться с распадом Грузии я не собираюсь, но военное вмешательство было бы самым кошмарным сценарием развития событий. Уже достаточно пролито крови, и я заявляю, что являюсь сторонником мирного разрешения проблемы", - говорит Саакашвили.
К одному из первых шагов, свидетельствующих о намерении найти совершенно новый путь, в грузинском обществе причисляют недавний и достаточно неожиданный уход в отставку одного из ведущих игроков в грузино-абхазском урегулировании - Тамаза Надареишвили, главы воссозданной в Тбилиси сразу же по окончания грузино-абхазского военного противостояния структуры "действующих в изгнании легитимных властей Абхазии". Надареишвили был вынужден оставить свой пост, потеряв вотум доверия в Верховном совете Абхазии, председателем которого он являлся. В последние год-два Надареишвили не раз открыто заявлял о необходимости решения проблемы путем военного вмешательства, считая возможным реванш после неудачи войны 1993 года, в результате которой Абхазию вынужденно покинули более 200 тысяч грузин. В кулуарах новой власти Грузии не скрывают, что Тамаз Надареишвили не пользуется благосклонностью. Его неоднократно обвиняли в диктаторских замашках, в узурпации прав беженцев высказывать свое мнение по абхазской проблеме и в фактическом подавлении проявления любой политической активности вынужденно перемещенных лиц. Высказывается мнение, что главной причиной его отставки была именно его погрязшая в коррупции система "управления неизвестно чем". На прошлой неделе и дополнительные симптомы недовольства со стороны грузинских властей - задержаны ряд высокопоставленных чиновников администрации Надареишвили по обвинению в присвоении крупных денежных средств из государственного бюджета. В Грузии сейчас звучат предположения о том, что Надареишвили заменит человек более умеренных позиций, но пока пост остается вакантным.
Процесс мирного урегулирования грузино-абхазского конфликта, который за последнее обозримое время не получил сколько-нибудь значительного развития, благополучно оставался "замороженным" и в период политического кризиса, вызванного в Грузии ноябрьскими событиями прошлого года. В начале текущего месяца в Гали прошла встреча абхазской и грузинской сторон по вопросам безопасности. Однако переговоры на высоком уровне, по всей видимости, не возобновятся в лучшем случае до следующего месяца, когда запланирована встреча в Женеве. Из уст же нового президента Грузии, являющегося, по мнению западных экспертов, талантливейшим популистом, снова и снова звучат эмоциональные и порою резкие высказывания по поводу Абхазии, вызывая нервную реакцию в Сухуми. Многие сегодня считают, что свою недюжинную популярность Сааакашвили следует направить на достижение компромисса с абхазской стороной.
"Я бы посоветовал новой власти незамедлительно продекларировать свое намерение вести политический диалог с абхазами, объявить о необходимости развития экономического сотрудничества между Тбилиси и Сухуми, открыть железнодорожное, морское, автомобильное, воздушное сообщения, осудить экономические санкции против Абхазии и говорить не о восстановлении территориальной целостности Грузии, а о восстановлении грузино-абхазских отношений", - сказал в беседе с IWPR заместитель главы госдепартамента разведки Грузии Зураб Эрквания. Являясь в 1994-98 годах руководителем одной из ветвей "легитимных властей", Зураб Эрквания оказался в опале у главного действующего лица этой структуры - Тамаза Надареишвили. По мнению ряда чиновников структуры, не пожелавших назваться, Надареишвили не простил ему осуждения действий, приведших в конце концов к новому грузино-абхазскому столкновению в Гальском районе в 1998 году и новой депортации десятков тысяч местных жителей. По словам Эрквания, хорошим подспорьем для начала осуществления "перестройки" в абхазском вопросе может стать полное упразднение структуры "легитимных властей Абхазии в изгнании". Взамен, считает Эрквания, стоило бы создать некий небольшой, но мобильный координационный орган. "Эта структура, которая должна была серьезно заняться социально-экономическими и культурными вопросами беженцев, постепенно стала терять функциональную нагрузку и превратилась в мощный бюрократический придаток одной личности", - заявляет Эрквания.
На ситуацию вокруг как этой структуры, так и вообще перспективы переговорного процесса значительно влияет резко возросшая активность различных групп беженцев. В последние два месяца в Тбилиси и регионах не раз проходили их акции протеста, в том числе голодовки. На прошлой неделе в западном городе Зугдиди группой беженцев, требовавших выплаты задолженности по полагающимся им пособиям, несколько часов удерживалась Этери Астемирова - новый министр Грузии по делам беженцев, которая также является членом Верховного совета Абхазии. Многие беженцы настаивают на проведении новых выборов в Верховный Совет, которые решат, кому быть их новыми руководителями и сменить в 38-местном Совете старых или, как их уже называют, "вечных" лидеров, занимающих свои посты в течение уже 12-13 лет. "Революция в Грузии произошла не против личности президента Шеварднадзе, а против его системы, неотъемлемой частью которой били легитимные власти Абхазии", - говорит один из лидеров Объединенного совета общественных и политических организаций беженцев Малхаз Патарая.
Среди экспертов бытует мнение, что Саакашвили все-таки склонен рассматривать вариант ликвидации легитимных структур, хотя, вряд ли этого следует ожидать в ближайшее время, во всяком случае, до проведения парламентских выборов в Грузии, назначенных на 28 марта. Другие говорят, что проводимые кадровые изменения следует понимать как прелюдию, предваряющую более масштабные перестановки политического свойства. "Если цель заключается только в том, чтобы заменить одного руководителя другим - это очень простая задача. Но это не тот путь, который облегчит урегулирование конфликта", - сказал IWPR директор Тбилисской школы политических учений, политолог Армаз Ахвледиани. Главным же элементом на пути к решению проблемы Абхазии, по мнению Ахвледиани, является урегулирование грузино-российских отношений. "Очень важно, чтобы грузинское общество освободилось от комплексов, от мысли, что все беды исходят из России. Мы должны побороть этот комплекс и начать свои отношения с Россией с чистого листа, ведь сейчас есть такая реальная возможность", - отмечает он
Гоча Хундадзе, заместитель директора действующей в Тбилиси Абхазской телерадиокомпании.
Опубликовано 30 января 2004 года.