18:57 / 30.01.2004Азербайджан: проблема политзаключенных

Наступление 2004 года новый президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил подписанием указа, даровавшего помилование десяткам политических заключенных. Великодушие азербайджанского лидера оставило равнодушными критиков, которые утверждают, что число узников этой категории по-прежнему велико - факт, могущий негативно повлиять на оценку выполнения Азербайджаном обязательств, взятых перед вступлением в Совет Европы. В целом под амнистию попали 160 заключенных, большинство которых считаются "узниками совести".
 
Особенно важным представляется освобождение бывшего министра внутренних дел, председателя Национал-Демократической Партии Азербайджана Искандера Гамидова. Он был осужден на 14 лет лишения свободы в 1995 году  - по обвинению в растрате государственного имущества, превышении служебных полномочий и применении насилия по отношению к журналистам. По мнению азербайджанских правозащитников и международных экспертов, единственное преступление Гамидова заключается в том, что он являлся ярым противником режима тогдашнего президента Азербайджана Гейдара Алиева - отца нынешнего главы государства.
 
Предполагается, что решение о проведении частичной амнистии поможет в лучшем свете представить Азербайджан на сессии Совета Европы, назначенной на 26-27 января. В этот день докладчик Совета Европы по Азербайджану, британский парламентарий Малкольм Брюс должен представить доклад по азербайджанским политзаключенным. Однако многим президентский указ видится не чем иным как "фиговым листком", призванным скрыть реальное положение дел в этой сфере. "Гора родила мышь", - так прокомментировал в интервью IWPR "новогодний подарок" от президента директор Правозащитного Центра Азербайджана Эльдар Зейналов.
 
В один голос оспаривая заявления властей, отрицающих наличие в стране политических заключенных,  правозащитники, тем не менее, не могут представить единых данных о числе остающихся в заключении "узников совести". Так, согласно подсчетам Федерации правозащитных организаций, последний указ о помиловании затронул 65 политзаключенных, а наказание продолжают отбывать 180 "политических". По данным другого правозащитного объединения - Мониторинговой группы правозащитных организаций, после указа о помиловании на свободу вышел 51, а в заключении остается еще 101 "политзэк".
 
При вступлении в Совет Европы в январе 2001 года Азербайджан обязывался освободить всех политических заключенных, наличие которых подтвердила специальная комиссия Совета Европы. С тех пор в разное время были изданы несколько указов о помиловании и, как результат, освобождены 284 политических заключенных. "Конечно, был достигнут определенный прогресс, но все еще есть люди, которых мы считаем политзаключенными, и они не были освобождены ",  - отметил в интервью газете "Эхо" Малкольм Брюс.
 
Официальный Баку, в свою очередь, продолжает утверждать, что люди, которых Совет Европы причисляет к категории политзаключенных, в действительности являются обычными уголовными преступниками.
 
Касаясь сложившейся на сегодняшний день ситуации в Азербайджане, генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер вполне справедливо заметил, что "даже один политический заключенный - это уже слишком много". Однако, подчеркнул он, на предстоящей сессии Азербайджану, вероятно, будет представлена очередная и, возможно, последняя отсрочка для решения вопроса политзаключенных - до октября 2004 года.
 
Особую тревогу у европейских демократических институтов вызывает арест 128 оппозиционеров, обвиняемых в дестабилизации общественного положения и организации массовых беспорядков 16 октября 2003 года - на следующий день после президентских выборов.
 
Среди этих арестованных заместитель председателя крупнейшей оппозиционной партии "Мусават" Ариф Гаджили, главный редактор популярнейшей ежедневней газеты на всем Южном Кавказе Рауф Арифоглу, генеральный секратарь Демократической партии Сардар Джалалоглу, известный религиозный деятель Ильгар Ибрагимоглу и другие.
 
Они еще ждут своего суда, но, заявляют критики, по их делу уже необоснованно продлевались сроки следствия, и вполне вероятно, что они тоже в скором времени будут признаны Советом Европы политическими заключенными.
 
Один из членов азербайджанской делегации в ПАСЕ Гуламгусейн Алибейли, который также является представителем оппозиционного Народного фронта, считает, что "люди эти были задержаны по политическим мотивам, и продление срока их пребывания под стражей еще на три месяца будет означать нежелание властей решить проблему политзаключенных окончательно".
 
С ним не соглашается заместитель председателя парламентской делегации Азербайджана в ПАСЕ Гюльтекин Гаджиева. "Срок их ареста был продлен следственными органами исключительно с целью более детального изучения всех фактов дела и проведения объективного расследования", - заявила она в интервью IWPR. Гаджиева уверена, что СЕ не примет никаких санкций против Азербайджана. "СЕ весьма уважаемый орган, и не думаю, что он пойдет на какие-либо заявления или высказывания, которые можно будет расценить как вмешательство в ход следствия, - сказала она. - Грузинская сторона освободила практически всех политзаключенных из списка за исключением десятерых. Совет Европы согласился с позицией Тбилиси, и вопрос политзаключенных был исчерпан, - отмечает Гаджиева. Такой шанс, по ее словам, имеет и Азербайджан. - Думаю, в этом вопросе мы сможем найти общий язык с СЕ".
 
Кроме доклада Малкольма Брюса на сессии 27 января будет заслушан также доклад, подготовленный Андреасом Гроссом и Мартинасом Кассаном по итогам президентских выборов в Азербайджане. В опубликованной на сегодня версии доклада они призывают "освободить или провести в скорейшие сроки суд над всеми задержанными после событий 15-16 октября".
 
Борьба за освобождение арестованных в октябре прошлого года ведется и в самом Азербайджане. Созданы отдельные комитеты по защите прав арестованных, их делами занимаются многочисленные местные правозащитники. Деятельность их заключается в информировании СМИ и международных организаций, аккредитованных в Баку, о состоянии дел заключенных. Однако все попытки провести массовые акции протеста против торможения следствия пресекаются властями. Например, Бакинская мэрия отказывает комитетам по защите прав арестованных и оппозиции в проведении митингов и пикетов.
 
"В отношении арестованных лиц во время событий 15-16 октября необходимо применить большую амнистию", - говорит азербайджанский поэт Рамиз Ровшан. По его мнению, продление сроков меры пресечения бросает тень на президентский указ о помиловании. Вместе с тем поэт уверен, что "в ближайшее время все изменится в лучшую сторону". "У страны нет выхода иного, кроме как построить нормальное демократическое общество.  Думаю, что 2004 год запомнится завершением тюремной эры политзаключенных в Азербайджане", - сказал он IWPR.
 
Что касается теперь уже бывшего политзаключенного Искандера Гамидова, в беседе с корреспондентом IWPR он заявил, что продолжит активно заниматься политической деятельностью. Тут же он добавил, что никогда не писал прошения о помиловании, так как считает себя незаконно репрессированным и намерен добиваться полной реабилитации. В то же самое время Гамидов не исключил возможности диалога с новым президентом во имя общенациональных интересов, в число которых он ставит, прежде всего, защиту территориальной целостности Азербайджана. В частности, Гамидов, известный некоторой радикальностью своих взглядов, заявил о необходимости решить карабахскую проблему военным путем. Касаясь остающихся "за решеткой" политических заключенных, Гамидов сказал следующее: "Большинство  политзаключенных могут выйти на свободу лишь после того, как их воля будет  сломлена. Я не верю, что власти до конца выполнят взятые перед СЕ обязательства".

Опубликовано 26 января 2004 года

Автор:Зарема Велиханова, корреспондент газеты "Зеркало", Баку