Тема приватизации - это весьма деликатная тема, которую я с удовольствием обошел бы молчанием, но степень её значимости и влияние, которое она может оказать на дальнейшую судьбу народа, не позволяет мне сделать это.
Приватизация государственной, или, говоря иначе, общенародной собственности, в масштабах, в которых она проходит на постсоветском пространстве, не имеет аналогов в мировой истории. Единовременно в частные руки переходит огромное количество материальных ресурсов и нематериальных активов на баснословные суммы. В условиях несовершенного законодательства, которым страдают все постсоветские республики, подобная ситуация открывает для чиновников массу возможностей для злоупотреблений. Она оказалась для них настоящим Клондайком. Все помнят, с какими нарушениями прошла приватизация в России, что дает сегодня основание требовать пересмотра ее результатов, поскольку она создала огромную массу нищего и неплатёжеспособного населения, на содержание которого государству приходится тратить львиную долю доходов. Сегодня эти расходы висят тяжелой гирей на бюджете страны, не позволяя ей нормально и полноценно развиваться. Спешка и глупости, допущенные при приватизации, привели к тому, что народ стал непосильной обузой для собственного государства. Именно это, причем в еще худшей форме, происходит сегодня и в Абхазии.
Если в России народу выдали хотя бы фантик под названием "ваучер", за который в его лучшие времена давали аж целый ящик водки, то населению Абхазии и этого не досталось. Небольшая кучка людей, получив бесконтрольную власть над богатствами страны, делит их между собой, совершенно забыв, что они делят богатства, принадлежащие всему народу.
Чтоб запутать народ, это чаще называется не приватизацией, а более приятной слуху наивного обывателя формулировкой - "передача объекта хозяйствования в аренду". Но за этой формулировкой кроется чиновничье лукавство и большой общенациональный обман.
Дело в том, что лучшие объекты страны за смехотворную арендную плату, под видом аренды, раздаются лицам, близким к высшему руководству. Причем сумма оплаты назначается по усмотрению чиновника (или того, кто этого чиновника назначил). Законом не определены ни методы начисления арендной платы, ни порядок ее исчисления, ни метод оценки передаваемого объекта, ни процедура его передачи, ни обязательства арендатора. Все отдано на откуп чиновникам, что открывает им неограниченные возможности для злоупотреблений. Само собой разумеется, что ни государству, ни народу пользы от такой аренды никакой. Но основной обман заключается даже не в этом. Он кроется в том, что срок аренды наиболее ценных объектов доходит до 50 лет. Но, что такое аренда на 50 лет?
Само собой разумеется, что через 50 пет уже не будет в живых большинства тех, кому эти объекты были переданы, в том числе чиновников, оформлявших аренду. Спросить уже будет не с кого. К тому времени объектами будут пользоваться уже дети или даже внуки арендаторов, давно психологически свыкшиеся с ними как со своей, доставшейся по наследству собственностью.
Приватизация в Абхазии по-настоящему еще как бы и не объявлена, но объекты, представляющие наибольший интерес, уже обрели своих хозяев.
Но особый интерес представляют не столько Здания и сооружения (сегодня есть, а завтра разрушились - и нет), сколько земля, на которой они расположены. Ведь именно земля во все времена была и остается эталоном богатства и лучшей гарантией, обеспечивающей доступ к наиболее выгодным кредитным ресурсам. Сегодня эти земли стоят недорого (по мировым меркам), но как только Абхазия будет признана, цены подскочат в сотню, а возможно, и в тысячу раз, ведь они находятся на берегу моря, в курортной зоне. Да и Бог, как известно, уже прекратил производство таких земель.
Очевидно, что подобное ограбление страны является несправедливым и преступным и не отвечает интересам народа. Ведь второй приватизации не будет. Как сегодня распределятся богатства Абхазии, так оно навечно и останется. А потому надо найти методы, которые позволят осуществить справедливое распределение, учитывающее интересы всех людей.
Но для начала давайте найдем ответ на вопрос - кому вообще принадлежат богатства Абхазии?
Обратившись к истории, мы обнаружим, что на момент создания в Абхазии Советской власти все её богатства состояли в основном из природных ресурсов, т. е. земли, находившееся в частных владениях. Советы эти земли национализировали, и сегодня восстановить справедливость не представляется возможным. Что касается промышленных и санаторно-курортных объектов, то они появились уже во времена Советской власти, и до развала СССР считались общенародной собственностью. Следовательно, все эти объекты после национализации перешли в собственность народа Абхазии, и сегодня продолжают ими оставаться.
Но основные богатства Абхазии, ее главные ценности - земля, море, горы, климатические особенности, флора, фауна, ландшафт и другие природные красоты - были и до Советской власти. И тысячи лет наши предки ценой своих жизней защищали их от чужеземных захватчиков. Сколько погибло за эти годы, никто сегодня не знает. Известны лишь имена тех, кто отдал жизни в войне с гитлеровцами, а также в последней войне с грузинами. Но, спрашивается, за что они гибли? За то, чтоб все эти богатства достались кучке доморощенных захватчиков?
В создании богатств Абхазии, пусть косвенно, но участвовал народ. А потому каждый абхаз, на каком бы конце земного шара он ни находился, имеет полное право претендовать на свою, равную со всеми, долю национального богатства. Наверное, будет справедливо и демократично, если такие же права в полном объеме распространятся и на людей других национальностей, проживающих в стране на законных основаниях и считающих себя гражданами суверенной Абхазии.
Приватизация общенародной собственности - это событие, не имеющее аналогов в истории Абхазии. И потому она ни в коем случае не должна проходить в безответственной спешке. Перед тем как приступить к ней, нужно принять основательно проработанный "Закон о приватизации", в котором будут учтены максимальное количество нюансов и национальные особенности. Причем закон должен приниматься не парламентом, поскольку он слишком малочисленен и некомпетентен, а всенародным референдумом после всестороннего открытого обсуждения.
Что касается "Закона о приватизации", действующего сегодня, то он, мягко говоря, предназначен исключительно для обслуживания интересов правящего клана, для легализации того, что они успели "прихватизировать". И поэтому я обращаюсь к Парламенту Абхазии с призывом и даже требованием срочно приостановить действие "Закона о приватизации" и приступить к созданию нового, более качественного и справедливого. Параллельно с созданием нового Закона Парламент должен инициировать проведение ревизии всех договоров, на основании которых была роздана государственная собственность, и денонсировать те, что не отвечают интересам народа и государства.
Процесс создания нового "Закона о приватизации" должен проходить гласно и под общественным контролем, с привлечением лучших интеллектуальных ресурсов страны и наиболее уважаемых граждан старшего поколения.
Если же приватизация пройдет по сценарию власти, то народ окажется ограбленным и обманутым, обреченным на вечную нищету. В этом случае Абхазия превратится в расколотое по имущественному признаку общество, в котором пропасть между нищетой и богатством будет с каждым днем только увеличиваться.
Имущественное расслоение станет причиной социального напряжения, которое рано или поздно примет жесткую протестную форму. Угроза социального взрыва создаст неблагоприятный инвестиционный климат, что, в свою очередь, не позволит осуществить экономические реформы, и страна на долгие годы затормозит свое развитие. Дай-то Бог, суметь в такой ситуации выжить. Чтобы не быть голословным критиком, я готов внести и свой вклад в это важное дело, предложить свою программу приватизации. Главное, что будет отличать ее от действующего закона, это то, что в её основу будут заложены интересы народа и государства.
Анатолий Отырба.
Опубликовано 13 января 2004 года.