В 1999 г. Указом Президента Республики Абхазия был создан специальный внебюджетный Приватизационный фонд, на счет которого и поступают средства, полученные от приватизации административной и республиканской собственности.
Основной целью фонда является поддержка с помощью долгосрочных кредитов, абхазских предпринимателей. Согласно Закону "О банках и банковской деятельности" Национальный банк Республики Абхазия не уполномочен заниматься выдачей кредитов физическим и юридическим лицам (это прерогатива коммерческих банков), поэтому приватизационные средства поступают в Сбербанк, руководство которого непосредственно и занимается оформлением самих договоров.
О том, на каких условиях происходит выделение кредитов, рассказывает председатель Сбербанка Республики Абхазии Тимур Бганба.
Для того чтобы получить кредит, претенденту необходимо представить бизнес-план. После тщательной экспертизы проект (на конкурсной основе) выносится на Правление фонда (собирается не реже одного раза в квартал, но по необходимости - и дважды в месяц), и лишь оно принимает окончательное решение - предоставить или нет кредит. Причем к экспертизе в обязательном порядке привлекают и других специалистов. Если, к примеру, проект связан с сельским хозяйством, то без заключения Минсельхоза здесь не обойтись. На сегодняшний день к реализации утверждено 9 проектов, 8 из которых предусматривают создание фермерских хозяйств. Претендентов было больше, но 7 гражданам отказали еще на первой стадии принятия бизнес-планов.
Дело в том, что, согласно положению о фонде, обязательным условием для получения кредитов является предоставление залога (на всю сумму) в виде имущества, дома или хозяйства. (Вот если бы так было и с госкредитами!). Кредит выдается сроком от года до трех лет с обязательной выплатой процентов от общей суммы: за первый год - 7%, второй - 13%, третий - 25%.
Если в оговоренный договором срок кредитор не рассчитается с банком согласно обязательству, руководство Сбербанка, взяв на себя функции исполнительного органа, имеет право через суд конфисковать залоговое имущество. Но при этом нельзя исключить и минимальные, но все же убытки. Так что и здесь предоставление кредита - своего рода риск.
Кстати, банку за его услуги остается лишь 1% от общих поступлений.
Право преимущества на получение кредитов предоставлено молодежи, инвалидам Отечественной войны в Абхазии и репатриантам. Заявку на предоставление кредита может подать и группа лиц, причем ограничения в сумме кредита не существует: главное, чтобы идея проекта была интересной, и были представлены соответствующие залоговые обязательства.
Поскольку сегодня в республике проходит лишь малая приватизация, серьезных средств на счет фонда не поступает, поэтому говорить о принятии достаточно крупных проектов тоже пока не приходится.
Т. Бганба усомнился в возможности получения кредита "по знакомству". По его словам, в правление входит достаточно широкий круг людей - Премьер-министр (на него на данный момент Президентом временно возложены обязанности председателя), министр финансов, главы администраций, руководство ГК и др. и договориться со всеми - маловероятно. Кроме того, согласно положению, 50% средств, поступающих из регионов, фонд обязан распределить именно в районах.
Председатель Сбербанка, ссылаясь на коммерческую тайну (хотя, по идее, деятельность фонда должна быть прозрачной), отказался назвать точную сумму поступлений на счет фонда, но мне удалось получить эти данные из других источников.
Итак, до последнего времени на счету Приватизационного фонда было 3.319.937 руб. Сколько было выдано в виде кредитов, выяснить не удалось.
Если исходить из положения, то преимущество в получении кредитов остается за сухумчанами, так как именно в столице идет основная приватизация. Тем не менее в момент подготовки статьи от горожан был принят к реализации лишь один проект - строительства детской площадки в Новом районе.
На одном из аппаратных заседаний КМ прозвучала мысль о том, что приватизационная оценка объекта в основном учитывает только остаточную стоимость строения, при этом зачастую не берется в расчет его местоположение.
По этому поводу Т. Бганба высказал такое мнение: "Действительно, при оценке объекта у нас чаще всего ориентируются на остаточную стоимость и не принимают во внимание место, на котором он находится. Но бывает и обратная ситуация, когда государство объявляет завышенную цену за объект.
В данном случае должен быть задействован единственный принцип - методом проведения конкурса выяснить рыночную стоимость объекта. И если на него нет претендентов - нет смысла вообще диктовать ценовые условия предпринимателям".
А не поторопились ли мы с приватизацией? Может быть, стоило бы подождать, когда народ станет побогаче, а пока объектами пусть пользуются арендаторы?
Как считает Тимур Сергеевич, государству экономически выгодней сразу же получить за объект всю стоимость, чем сдавать его в аренду. Да и у граждан с вступлением в собственность появляется стимул к благоустройству своей недвижимости, к более серьезной работе на объекте.
Специалисты констатируют, что приватизация, даже в Сухуме, идет очень медленно. Объяснение этому простое - у людей нет денег. Но если такими темпами мы будем приобретать собственность, то в ближайшие лет пять счету фонда "не грозят" серьезные поступления, а значит, и массе интересных проектов не суждено будет воплотиться в реальность. Одним из выходов стало бы вовлечение в приватизационный процесс, хотя бы по части выкупа крупных объектов республиканской собственности, граждан других государств. Но и здесь особого бума со стороны иностранцев не ощущается. Уже не раз нашу республику посещали толстосумы, но то ли их смущает политическая нестабильность, то ли цены не устраивают, то ли не могут они "договориться" с местными чиновниками, только визиты эти заканчиваются посещением местных достопримечательностей, купанием в море и... обещаниями подумать.
Зачастую мы сами создаем препоны готовым вложить средства в развитие республики предпринимателям, чересчур осторожно подходим к их предложениям, "боимся" им что-либо продать: пусть лучше все разрушится, растащится, но никому ничего не отдадим. А ведь давно следовало бы понять простую вещь: даже если гражданин другого государства приобретет в Абхазии какой-то объект, с собой на родину он его не заберет, наоборот, будет платить в казну налоги на имущество, на землю, оплачивать коммунальные услуги и, самое главное, - создаст новые рабочие места. Следует также помнить, что по большому счету любой предприниматель из-за политической нестабильности серьезно рискует, вкладывая средства в строительство и восстановление объектов. Поэтому стоит только приветствовать вовлечение в развитие экономики республики преуспевающих людей. Когда изменится наше отношение к частному бизнесу, процесс приватизации пойдет намного быстрее.
Опубликовано 22-23 января 2004 года