Вывод российских военных баз из Грузии - по-прежнему проблема. Поэтому гражданское общество требует от грузинских властей принять решительные меры для решения этого вопроса, поскольку от него зависят "вопрос суверенитета Грузии и определение стратегии страны".
Представители гражданского общества отмечают, что российские военные базы остаются на территории Грузии с советских времен без соответствующего юридического обоснования, а их наличие "нарушает суверенитет страны и тормозит решение стратегических задач, стоящих перед нашей страной". 17 ноября 1999 г. на Стамбульском саммите ОБСЕ было подписано заявление о выводе из Грузии военных баз Российской Федерации. Россия должна была ликвидировать вазианскую и гудаутскую базы до июля 2001 г., а переговоры о ликвидации ахалкалакской и батумской баз должны были завершиться в 2000 г. По сегодняшний день российская сторона вывела только вазианскую базу. Российские власти не позволяют инспектировать гудаутскую базу и уклоняются от конструктивных переговоров по вопросу о выводе батумской и ахалкалакской баз.
По оценкам представителей гражданского общества, "этот факт - уже двойное преступление. Прежде всего, такие действия означают нарушение суверенитета и воспринимаются, как грубая попытка игнорировать международные соглашения. Кроме того, они являются одним из основных препятствий на пути урегулирования грузинско-российских отношений".
Необходимо отметить, что международные организации уже давно призывают Россию к выполнению взятых на себя обязательств. И, тем не менее, Россия не торопится выводить свои базы с Кавказа. В Кремле официально заявляют, что для вывода баз требуется 11-14 лет. А для Грузии такие сроки неприемлемы. Тем более что в самой России к этому вопросу относятся по-разному. Бывший директор Российской федеральной пограничной службы, генерал армии Андрей Николаев заявляет, что в случае, если Россия получит от грузинской стороны твердые финансовые и политические гарантии, то она, может, и сократит сроки вывода своих баз с территории Грузии. Андрей Николаев выражает уверенность, что зафиксированный Россией 11-летний срок может быть сокращен до 3-4 лет.
Министр иностранных дел Грузии Тедо Джапаридзе заявляет, что российская сторона предложила Грузии изыскать 500 миллионов долларов для ускорения процесса вывода баз из Ахалкалаки и Батуми. Через несколько дней Россия обратилась с этим предложением и к Евросоюзу. Надо отметить, что на встрече журналистов с представителями неправительственных организаций с участием военных экспертов и специалистов по международному праву это требование назвали нереальным. "Российская сторона требует нереальной компенсации. Хотя со своей стороны годами не возмещала Грузии стоимость использования ее территории и других видов услуг, экологический и всякий другой ущерб", - заявляет руководитель Фонда Сороса в Грузии Каха Ломая. По заявлению Давида Усупашвили, предметом обсуждения должен быть ущерб, нанесенный этими базами: "Что касается затребованной российской стороной финансовой компенсации, мы считаем, что этот вопрос должен рассматриваться на фоне того, что Россия более десяти лет не платила за пользование территорией и за нанесение экологического ущерба, который явился следствием функционирования этих баз. Если речь зайдет о конкретных суммах, необходимых для вывода баз, на стол переговоров нужно положить и встречное требование - учесть убытки, понесенные Грузией за эти годы", - заявил Давид Усупашвили.
А главный аргумент в пользу вывода баз - то, что их наличие в Грузии противоречит ее суверенитету, и, что самое важное, создает большие препятствия для осуществления стратегии страны. "Вообще существование армии такой страны, которая часто проводит неприемлемую для нас политику - само по себе нарушение суверенитета уже потому, что нашу территорию кто-то контролирует", - считает политолог Гиги Тевзадзе. "Суверенное право каждого независимого государства - самому решать, будет или нет расположена на его территории военная база какой-либо чужой страны. Соответственно, когда на территории Грузии существуют российские военные базы без какого бы то ни было правового обоснования, то есть без какого-либо соглашения между двумя странами, мы считаем, что это является нарушением суверенитета нашей страны. Мы понимаем, что эти базы остались в Грузии с советских времен, а не появились в результате российской агрессии, но после распада Советского Союза этот вопрос должен был быть урегулирован. В течение ряда лет соответствующего соглашения достичь не удавалось, и только в конце 90-ых годов уже при помощи вмешательства международных организаций было достигнуто политическое решение о выводе российских баз с грузинской территории. Но сейчас Россия неоправданно затягивает процесс переговоров о том, когда конкретно и при помощи каких механизмов должно быть выполнено это решение. Мы просим власти Грузии добиться определения конкретных сроков завершения переговоров с Россией. Таким образом, снимется опасность затягивания процесса вывода баз", - заявляет Давид Усупашвили.
В субботу представители гражданского общества разработали чрезвычайное заявление властям Грузии. В заявлении отмечается, что "вывод российских военных баз из Грузии будет способствовать стабилизации положения не только в Грузии, но и во всем регионе, а также в значительной степени развитию грузинско-российских отношений и интеграции Грузии в евро-атлантическое пространство. Мы, представители гражданского общества Грузии, требуем, чтобы власть приложила все усилия для безоговорочного и незамедлительного вывода российских военных баз, используя для этого как нормы грузинского законодательства, так и механизмы международного права: двусторонние и многосторонние дипломатические связи в рамках Евросоюза, Евросовета, Совета евро-атлантических партнеров и других международных организаций".
Знаменательно и то, что большая часть населения Грузии - сторонники вывода баз. Согласно опросу, проведенному группой социологических исследований "Горби", 48% населения Грузии считает, что требование правительства о выводе баз отрицательно скажется на грузино-российских отношениях. Тем не менее, опрошенные заявляют, что российские базы должны уйти: 74% опрошенных считают, что российских баз в Грузии быть не должно. По мнению 15%, они нужны, а 11% опрошенных затрудняются ответить. Опрос проведен 18-22 декабря 2003 г.
Русико Мачаидзе.
Опубликовано 19 января 2004 года.