Лидер Аджарии Аслан Абашидзе вчера внезапно появился в Москве перед журналистами. В российской столице все были уверены, что он уже давно вернулся домой, ведь в Грузии - глубокий политический кризис. Однако г-н Абашидзе сообщил, что в его автономии все в порядке, "уже 140 дней не совершено ни одного преступления", а поэтому он спокойно и ежедневно "контролирует отсюда исполнение бюджета Аджарии". Выяснилось, с его слов, что в Аджарии "лучшие в мире мандарины, без пестицидов".
Поэтому, когда аджарский лидер пояснил, что главным итогом его многодневного пребывания в российской столице стало согласие Москвы отменить только для Аджарии введенный по отношению ко всей Грузии визовый режим, новость эта не показалась сенсацией. Да и сам г-н Абашидзе удивлялся вчера тому, как протестуют против этого сегодня власти в Тбилиси: "Если положительное решение распространяется хотя бы на одну часть страны, то это должно радовать ее власти".
И все-таки журналисты дождались от президента Аджарии сенсации, даже сразу двух. Но для этого им пришлось потрудиться: ни на один вопрос г-н Абашидзе с первого раза прямо не отвечал. Только с третьей попытки, отвечая на вопрос, будет ли участвовать Аджария в парламентских и президентских выборах в Грузии и признает ли их результаты, он заявил: "Если выборы не будут перенесены на семь месяцев, на июнь, то Аджария не будет в них участвовать". По мнению г-на Абашидзе, это время необходимо, во-первых, для того, чтобы выяснить, каким государством будет Грузия, унитарным, федеративным или конфедеративным (свое мнение по этому вопросу г-н Абашидзе обещал высказать в ходе переговоров с тбилисскими властями). А во-вторых, чтобы обеспечить проведение выборов без "сплошных фальсификаций", как это случилось 2 ноября. Г-н Абашидзе признался, что "он был первым, кто предложил Эдуарду Шеварднадзе отменить по этой причине итоги парламентских выборов, но тот отказался".
Рассказывая о фальсификациях, г-н Абашидзе не забыл уточнить, что они имели место только за пределами его автономии, "в Аджарии ни одного такого факта мне никто не смог предъявить".
- Значит ли это, что вы не признаете конституцию Грузии, предписывающую провести выборы не позже чем через 45 дней после досрочного ухода главы государства со своего поста? - рискнул поинтересоваться у президента Аджарии корреспондент газеты "Время новостей".
- Конституция Грузии не предусматривает государственный переворот, - последовал молниеносный ответ г-на Абашидзе. - И нелегитимное руководство страны должно считаться с этим фактом и посоветоваться с широким политическим спектром, в том числе и с регионами.
- А была ли в действительности отставка Шеварднадзе, правда ли, что не существует никакого письменного документа об этом? - продолжал задавать вопросы ваш корреспондент.
И вот тут-то Аслан Абашидзе сделал заявление, которое иначе как сенсацией не назовешь:
- Официальной отставки не было, он не подписывал никакого документа. Я говорил с ним за час до его отставки, и он говорил мне о своих планах на следующий день. Это был переворот под силовым давлением...
"Вторым ударом по демократии", по мнению г-на Абашидзе, станет "выселение" Шеварднадзе из Грузии, как того потребовал один из новых грузинских лидеров Михаил Саакашвили. "Так страна снова вернется к однопартийной системе", - объяснил Абашидзе.
- А угрожает ли что-либо безопасности Шеварднадзе в Тбилиси?
Выдержав долгую паузу, г-н Абашидзе ответил настолько дипломатично, что журналисты лишь восхитились:
- Ну, как я могу вам ответить на этот вопрос, ну сами подумайте...
Аджарский лидер не верит, что грузинская "руководящая тройка" согласится с его предложением перенести выборы, поскольку она стремится к "скорейшей легитимизации". И прогноз у г-на Абашидзе в этой связи печальный: "Все это кончится крахом, как это было с предыдущим режимом и с режимом первого президента Грузии" Звиада Гамсахурдиа.
- Значит ли это, что вы сами стремитесь к независимости Аджарии от Грузии?
Этот "провокационный" вопрос не застал врасплох Аслана Абашидзе:
- После первой мировой войны Батуми напоминал Харбин, кого там только не было: деникинцы, англичане... Мой дед тогда возглавил первый парламент Аджарии и возвратил ее в лоно Грузии. Я продолжатель дела своего деда!
Президент Аджарии оказался достаточно скромен и не стал рассказывать присутствующим, что "дело его деда" уверенно продолжает и его собственный сын, 26-летний Георгий Абашидзе, около года назад ставший мэром аджарской столицы.
Опубликовано 4 декабря 2003 года