Находясь в Армении, трудно было представить, что независимая грузинская телекомпания "Рустави-2" могла сыграть существенную роль в процессах, происходящих сегодня в Грузии. Тем не менее, ее генеральный директор Эроси Кицмаришвили утверждает, что так и было. Независимый телеканал действительно сыграл исключительную роль в деле провала заседания нового парламента страны и отставки президента Шеварднадзе. Вспомним, что и мы следили за этими драматическими событиями именно благодаря прямой трансляции "Рустави-2".
Мы решили выяснить у представителей армянской оппозиции, могли бы ее действия, в частности, в период президентской кампании, а также последовавшие затем многотысячные митинги, привести к смене власти, если бы задолго до этого не были закрыты наши телекомпании "А1+" и "Ноян Тапан"; могли бы и они в вопросе смены власти сыграть ту же роль, что и грузинский телеканал "Рустави-2"? "Несомненно, - твердо ответила пресс-секретарь Народной партии Армении Рузанна Хачатрян. - В подобных ситуациях независимые СМИ играют огромную роль. Вот почему власти "позаботились" о том, чтобы заранее прекратить деятельность "А1+" и "Ноян Тапан". Вместе с тем, я не уверена, что в Армении независимые телеканалы могли стать решающим фактором для смены власти, у нас, по сравнению с Грузией, ситуация несколько иная. Тем не менее, существование независимых СМИ очень важно для оппозиции. Вспомните, что еще до президентских выборов в Армении оппозиционные партии объединились для организации акций протеста против закрытия "А1+" и "Ноян Тапан".
Иное мнение высказал пресс-секретарь партии "Республика" Сурен Суренянц. По его словам, в таких странах, как Армения, смена власти происходит за счет внутренних и внешних ресурсов. "У нас даже в условиях отсутствия телекомпаний "А1+" и "Ноян Тапан" общественное мнение (а это и есть внутренний ресурс) однозначно склонялось к тому, что незаконный режим должен уйти. Но в тех случаях, когда власти игнорируют мнение общества, митингов и деятельности независимых СМИ недостаточно для решения поставленной задачи. Нашей оппозиции не хватило внешнего ресурса, чтобы добиться своей цели", - отметил Сурен Суренянц.
С этой точкой зрения не согласился другой оппозиционный деятель, депутат парламента Шаварш Кочарян. "Наличие телекомпаний "А1+" и "Ноян Тапан", конечно, могло изменить ситуацию, и власти это хорошо понимали. Однако в том, что произошло в Грузии, немалую роль сыграла и американская телекомпания CNN",- сказал Ш. Кочарян.
А что думают по этому поводу представители самой телекомпании "А1+" - ее руководитель Месроп Мовсисян и автор цикла "Постскриптум" Арам Абрамян? "В контексте деятельности армянской оппозиции, которая стремилась добиться смены власти в стране, "А1+" могла сыграть большую роль, если бы был подходящий повод", - заметил М. Мовсисян. Мы попросили уточнить, о каком поводе идет речь. "Я имею в виду, если бы оппозиции или власти действительно хотели провести справедливые и прозрачные выборы. В целом наше общество многое теряет от отсутствия "А1+". Это отрицательно сказывается и на демократических процессах".
Что касается позиции Арама Абрамяна, то она сводится к следующему: "Я категорически не согласен с тем, что журналистика призвана способствовать смене либо сохранению власти. Когда журналист поднимается на баррикады - будь то со стороны властей или со стороны оппозиции, - он перестает быть журналистом".
Наира МАМИКОНЯН
Опубликовано 5 декабря 2003 года.