Менее чем за неделю до проведения выборов одна из российских газет опубликовала на своих страницах снимок с видеозаписи, на которой запечатлено, как одна из сотрудниц ФСБ расстреливает чеченского захватчика, вынесенного без сознания из театра на Дубровке.
Было 6 часов, 53 минуты и 28 секунд 26 октября прошлого года. Спецподразделения ФСБ и Министерства внутренних дел РФ провели успешное освобождение театра на улице Дубровка, захваченного за три дня до этого чеченскими террористами, державшими в заложниках почти тысячу человек. В этот самый момент сотрудница ФСБ расстреливает из своего пистолета одного из террористов, лежавшего на земле, по-видимому, со связанными руками.
Именно эта сцена и была запечатлена одной из телекамер, и снимок именно с этой видеозаписи напечатала на своих страницах московская "Новая газета". Одно из немногих российских изданий, проводящих собственные расследования; на титульном листе выходящей раз в две недели газеты в глаза бросался громкий заголовок: "Зачем она в него стреляла?".
И дело в том, что произошедший более года назад захват театра по-прежнему остается в России животрепещущей темой - менее, чем за неделю до намеченных на ближайшее воскресенье выборов в Государственную Думу "Новая газета" опубликовала на своих страницах 15 кадров с видеозаписи, сделанной телевизионной камерой, запечатлевшей все происходившее возле входа в театр.
Из здания волоком вытаскивались тела. Сотрудник спецслужбы кладет тело мужчины на землю и переворачивает его, затем одна из его коллег, одетая в камуфляжную форму, стреляет по лежащему из своего пистолета. Под снимком значится подпись: "Женщина в черной куртке стреляет (на пленке слышен звук выстрела)". Тело сразу же оттаскивается к стене, а на пленке видно как женщина что-то делает с пистолетом. Редакция газеты сообщает, что этих кадров нет в первоначальной записи, что они были предоставлены изданию, не разглашая при этом кем и как именно. Пресс-секретарь ФСБ заявил в интервью интернет-изданию "Грани.ru", что снимки сфальсифицированы.
Захват театра на Дубровке положил начало жесточайшей кампании, развернутой Кремлем против чеченских сепаратистов и наложившей отпечаток даже на процесс, предварявший назначенные на ближайшее воскресенье выборы в Государственную Думу.
Повсеместное разглашение подробностей освобождения заложников вызвало такую критику, что российское правительство и Дума сделали попытку продвижения закона, ограничивающего подачу информации "в кризисных ситуациях". В то утро 26 октября элитные подразделения российских спецслужб при освобождении театра пользовались усыпляющим газом, состав которого по-прежнему неизвестен.
В результате штурма погибло 129 заложников, а 40 чеченских боевиков (среди которых находились и террористки-смертницы) были расстреляны сотрудниками спецслужб.
Чеченский конфликт стал одной из основных тем во время проведения предыдущей избирательной кампании 1999 года, проходившей через некоторое время после начала второй войны между Россией и стремящейся к независимости республики. Захват московского театра на Дубровке, где в тот момент шел мюзикл "Норд-Ост", положил начало новому этапу борьбы Москвы с чеченскими сепаратистами.
Кремль разорвал все и без того не прочные контакты, поддерживавшиеся между Москвой и Асланом Масхадовым. Лидер оппозиционного блока "Яблоко" Григорий Явлинский, четыре года назад выступавший против чеченской кампании, но поддержавший правительство год назад, заявил в интервью "La Vanguardia", что "Масхадов не осудил захват заложников. Он повинен в том, что нет возможности ведения диалога".
Намеченные на 7 декабря выборы уже начались в некоторых районах Чеченской республики. Как и обычно, российские солдаты, проходящие службу в этой кавказской республике, еще в прошлую субботу начали голосовать целыми частями. Подобные методы проведения выборов всегда становились объектом бурной полемики, потому как российские военнослужащие голосуют за представителя Чечни, который займет в Думе одно единственное место, отведенное этой республике.
Опубликовано 2 декабря 2003 года
Перевод - веб-сайт "ИноСМИ.ru"