20:40 / 13.01.2004Приватизация - 2004: позиция государства - остаться хозяином только стратегических предприятий

Главное событие прошлой недели - Парламент республики подвел черту под напряженной и кропотливой работой Правительства и депутатов над республиканским бюджетом-2004. Наконец, основной финансовый документ Осетии обрел силу закона. А будущие доходы и расходы - оптимальный баланс. Одной из статей этих доходов, за счет которых в нынешнем году Осетия рассчитывает пополнить свою казну, являются поступления от приватизации госимущества.

Как будет проходить этот процесс? Какие предприятия войдут в процесс смены собственника? Какие основные цели и задачи ставит перед собой при этом государство? Эти и некоторые другие вопросы газета "Северная Осетия" пригласила обсудить на страницах газеты начальника отдела приватизации Минимущества РСО-А Лидию Апаеву:

- Лидия Сергеевна, в конце октября 2003 года постановлением Правительства РСО-А была утверждена программа приватизации государственного имущества республики на 2004 год. Утверждена не сразу, а после долгих споров и досконального изучения. Столь же долгому изучению и доскональной экспертизе подвергали его и депутаты республиканского Парламента. И каждый раз вынесение в поле публичного обсуждения любого документа, касающегося смены собственника, рождает споры и довольно эмоциональные дискуссии, укладывающиеся в основном в одну не очень новую схему: "за копейки, мол, госсобственность переходит в частные руки: почти ничего от нее не осталось".

- Ну, это утверждение легко опровергнуть фактами. Сегодня в собственности республики находится 278 государственных унитарных предприятий. Она же владеет 68 пакетами акций открытых акционерных обществ. Для сравнения: в реестре федеральной собственности находится 9800 предприятий, из них Правительством РФ было внесено в прогнозный план приватизации-2003 - более 900. В нынешнем, 2004 году, планируется, что государство продаст свои доли в тех компаниях, где у него не более 25 процентов уставного капитала. А это практически половина всех акционерных обществ, в которых есть федеральные пакеты акций. Уже в 2005 году на продажу выставят все федеральные пакеты акций, размер которых не превышает 50 процентов уставного капитала. А в 2008 прекратится участие государства в акционерных обществах гражданской авиации, здравоохранения, химической промышленности, на предприятиях лесопромышленного комплекса.

- Да, крутой очередной зигзаг? Уж слишком круто: здравоохранение и без госучастия?

- Что касается государственных унитарных предприятий, то за три года большинство из них должны поменять собственника и перейти в частные руки. В 2004 году этот процесс начнется с предприятий нефтегазового комплекса, топливной, полиграфической промышленности, речного и морского транспорта. А в 2008-м завершится акционированием ГУПов атомной промышленности. По замыслу разработчиков федеральной программы приватизации, все это позволит провести реальные структурные преобразования в отраслях. Ну и, конечно, существенно пополнить бюджет. Таким образом, сегодня содержание государственной политики в области приватизации таково: оставить в собственности только те предприятия и пакеты акции в акционерных обществах, которые определяют стратегию власти, оказывают влияние на экономику страны в целом.

- Как же выглядит эта государственная политика, перенесенная на масштабы нашей республики?

- Аналогичная произведенной на федеральном уровне работа должна быть проведена и у нас. То есть Правительство республики должно определить, какие из 278 государственных предприятий и пакетов акций нам нужны, и имеют важное значение для экономики Осетии. Не нужно держать в госсобственности все и вся: парикмахерские, прачечные, ремонтные мастерские. Все это надо было отдать в частные руки еще лет 5-7 тому назад. Да и приватизация должна была начаться с таких мелких предприятий. А мы ее начали с акционирования наших гигантов, крупнейших, налогообразующих заводов и фабрик: "Электроцинка", "Победита". ОЗАТЭ, БМК и др. Тем самым мы выбились из тех канонов, которые предлагались Российской Федерацией. И теперь, можно сказать, пожинаем плоды тех ошибок и недальновидных решений. Хотя в республиканской собственности и остались солидные пакеты акций этих предприятий, но все же предпочтительнее, думаю, их было бы иметь полностью в госсобственности.

- Что же делать? Тут как раз та ситуация, о которой говорят: все поезда уже ушли. Изменить ничего невозможно. Остается только извлекать уроки.

- Как раз сейчас в этом свете встает острый вопрос: что делать с пакетами тех акций, которые находятся в республиканской собственности? Эти пакеты различны по объемам. Есть до 20 процентов уставного капитала, и они не представляют реального интереса по той простой причине, что не являются даже блокирующими. Есть и более солидные пакеты, до 50 процентов, но при этом не являющиеся контрольными. Если говорить проще, в таких случаях у представителей государства нет возможности принимать участие в принятии кардинальных управленческих решений, которые могли бы влиять на политику в акционерных обществах, добиваться существенного улучшения положения дел, а, в конечном счете, получение дивидендов, то есть поступлений в госбюджет.

- Да, действительно, суммы госказна по этой статье получает почти смешные.

- В этом плане нам действительно похвастаться нечем. Отдача - мизерная.

- И значит?

- Значит и здесь необходимо проводить ту же политику, которая намечена властью по отношению к госпредприятиям; о которой мы уже говорили выше.

-Но как же все эти задачи будут решаться уже в нынешнем - 2004 году?

- В республиканский прогнозный план приватизации на нынешний год включены 16 государственных унитарных предприятий. В основном - это предприятия торговли, сельскохозяйственные предприятия. Есть в этом списке и одно промышленное предприятие.

- Но, согласитесь, этот перечень не очень укладывается в ту генеральную линию, которую наметила на ближайшие несколько лет федеральная власть. Началом структурного преобразования в отраслях это назвать трудно.

- На самом деле, иные наши руководители не очень охотно дают свои предложения о включении подведомственных им предприятии в прогнозный план приватизации. Минимущество же РФ и Минимущество РСО-А постоянно и настоятельно предлагают оптимизировать структуру промышленного производства, снять с государства тяжкую ношу под названием убыточные предприятия, из года в год копящие только долги, давно потерявшие всякую перспективу и значение для республики. Нет, мы ждем, пока предприятие окажется на грани банкротства, пока основное его имущество не окажется проданным за долги. Пока, в конечном итоге, предприятие это не уходит с молотка. И уходит не по схеме приватизации, а по схеме, предлагаемой судебными решениями. И тогда удовлетворяются, прежде всего, интересы кредиторов, которые подали судебный иск.

- А государство остается ни с чем, на обочине. Типичный сюжет.

- Именно так, ни с чем! И какое тогда более оптимальное решение может быть в таких ситуациях? Однозначно - приватизация. Если, конечно, думать, прежде всего, об интересах республики.

- И какая же сумма должна поступить в бюджет республики от приватизации в 2004 году?

- Эта сумма составит 50 млн рублей.

- Реальная ли эта планка?

- Думаю, вполне, если прогнозный план приватизации республики начнет работать в срок и в полную силу.

Опубликовано 13 января 2004 года

Автор:Л. Андреева