Парламент страны вчера принял в третьем чтении закон "Об общественном телерадиовещании". Но принятие закона есть лишь первая и не самая главная часть процесса создания реального общественного телерадио - задачи, которая входит в одно из центральных обязательств страны перед Советом Европы.
Между тем, даже на стадии законотворчества выявилось нежелание правящей элиты пойти на принципиальные уступки оппонентам авторов принятого закона, которые вовсе не из политических побуждений добивались создания подлинно демократического законодательства, позволяющего создать воистину общественное телерадио на базе Государственной телерадиокомпании. Одним из таких людей является директор Института прав медия правовед Рашид Гаджилы, который, кстати, входил в рабочую группу по выработке законопроекта.
"Смысл превращения Государственного телерадио в общественное (социализация) состоит в том, чтобы вывести из-под контроля политической власти крупнейшее электронное СМИ, финансируемое за счет государственного бюджета, и создать независимый телерадиовещательный орган, поставленный на службу всего общества. Именно поэтому в обязательствах Азербайджана перед Советом Европы говорится не о создании нового телевидения", - сказал Рашид Гаджилы в интервью "Зеркалу". По его мнению, в этих обязательствах речь идет о социализации Государственного телевидения, то есть освобождение его от оков тотального контроля правительства.
Как убежден отечественный правовед, закон, разработанный и посланный в парламент, не отвечает вышеуказанным задачам. На вопрос о том, какие конкретно положения принятого закона являются неприемлемыми, Рашид Гаджилы ответил следующее: "Во-первых, в этом законе нет и речи о социализации Государственного телерадио. Правительство этим законом стремится, по сути, создать новое телерадио, с сохранением нынешнего Гостелерадио, что противоречит требованиям взятых перед Советом Европы обязательств. Во-вторых, согласно этому закону, фигуры в руководящие органы общественного телерадио, то есть Совет по вещанию и генеральный директор, назначаются президентом, что обернется непреодолимой зависимостью от исполнительной власти. В-третьих, в законе отсутствуют правовые механизмы, предотвращающие злоупотребление государственно-бюджетного финансирования в целях ограничения независимости общественного телерадио. То есть данный вакуум в законе в конечном итоге превратит руководителей общественного телерадио в просителей, дожидающихся милости министерств, со всеми вытекающими отсюда последствиями".
Так или иначе, мы скоро будем иметь возможность узнать, что у нас в свете принятого закона появилось на свет божий - общественное телерадио или AzTV3.
Опубликовано 10 января 2003 года