18:20 / 10.01.2004Власть и оппозиция после Гейдара Алиева. Возможен ли "тандем"?

Среди многих совершенно заслуженных определений и эпитетов в адрес покойного президента, которые прозвучали за последнее время (выдающийся политик и человек, слов нет!), прозвучало и такое: "Основатель современного Азербайджана". Позволю себе с этим не согласиться. "Сегодняшнего" - да. "Современного"? Президент, увы, не дожил до этого, как и, возможно, не доживем и мы. Это - дело поколений; современный Азербайджан еще строить и строить...

Вот, скажем, возьму на себя смелость утверждать, что пока у нас нет не только общественного, нет... и государственного телевидения. К этой, может быть, неожиданной мысли я пришел давно, но еще более укрепился в ней после теледиалога между Ризваном Джабиевым, автором проекта Закона об общественном телевидении (ОТ) и Зейналом Мамедли. Последний в ответ на рассуждения о целесообразности создания ОТ на базе государственного ("так сделали и в Голландии!") очень тонко и точно уточнил: государственного, но не правительственного. "Как, - удивился Ризван муаллим, - это ведь одно и то же!".

Действительно, под властью (исполнительной властью) у нас понимают все, что имеет отношение к государству. В то время как в демократическом мире принято отделять одно понятие от другого. Посмотрим в словарь. Синонимом слова "государство" являются слово "страна", синонимом слова "правительство" - "власть". Государство - это величина постоянная, высшая, мы говорим: "государственные интересы", имея в виду нечто, служащее интересам страны и ее граждан (словосочетание "правительственные интересы" смешно). В свою очередь, правительство - это величина временная, подчиненная высшей. Мы говорим "неправительственные организации", имея в виду их независимость от тех, кто находится у власти (от правительства), сказать "негосударственные организации" опять же - смешно!
Так почему же мы привыкли валить все в одну кучу? Причина проста. Мы много веков жили в составе тоталитарных государств. Даже не государств - империй. Говорят же: "время правления такого-то государя (шаха, султана)". Государь правил, олицетворяя в себе и государство и правительство. (Любопытно существование в азербайджанском языке второго значения слова "государство" (dovlet) - "богатство", что уводит нас в древнетюркский мир, который не знал государств, живя племенами, родами, возглавляемыми теми, кто имел больше имущества, больше голов скота, был богаче).

Возвращаясь к телевидению, спрошу: можно ли АзТВ назвать государственным телевидением? Нет, и еще раз нет! Это, прямо скажем, телевидение власти. И создание ОТ на базе "государственного" у нас и в Голландии, которую уважаемый Ризван муаллим взял за образец при создании своего законопроекта, это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Да, общественное телевидение в Голландии тоже содержит государство, но - отличное от нашего. Выделение для ОТ денег из бюджета не предполагает здесь правительственного контроля. Я уже не говорю о зачитывании официальных текстов "в том виде, в каком они поступают". Это и вовсе нонсенс! В современном телевидении, позволю напомнить, давно нет диктора, зачитывающего текст по бумажке. Тем более - официального сообщения в полном объеме. Такого рода вещами - реликтами телевидения времен брежневского застоя, когда с голубого экрана нас долго и нудно "информировали" о съездах и пленумах, мы сыты на АзТВ. Зачем же это еще и на ОТ?!

Опубликовано 9 января 2004 года

Автор:Эмиль Агаев, публицист