16:24 / 06.01.2004Удалец Саакашвили покоряет Грузию

Как кажется со стороны, очень уверенный в себе 36-летний красавец Михаил Саакашвили создал себе имидж грузинского Храброго Сердца. Первое, что он сделает, вступив во власть, - посадит в тюрьму добрый десяток коррумпированных олигархов, которые последние десять лет сосали кровь из бедной Грузии, заявил своим безапелляционным тоном новый президент. Затем, обещал Саакашвили, он вдвое повысит пенсии и оклады, отменит налоги, мешающие развитию малого бизнеса, и восстановит территориальную целостность страны.

"Человек, который говорит прямо"

Молодой и энергичный, "Миша", как его ласково называют грузины, стремится выглядеть как человек действия, "импульсивный" лидер, этакий настоящий мужчина. У многих он вызывает особые симпатии после 10-летнего правления престарелого Эдуарда Шеварднадзе. "Саакашвили являет собой полную противоположность Шеварднадзе, - говорит Леван Бердзенишвили, в прошлом диссидент, а ныне директор Национальной библиотеки. - Шеварднадзе был старым и слишком советским, он немощен, не говорит на иностранных языках, и у него старая больная жена. Саакашвили молод, он полиглот, и он говорит прямо. Его супруга обворожительна. К тому же, он слывет сердцеедом, что в Грузии имеет немалое значение!".

Однако настоящий Михаил Саакашвили, возможно, вовсе не является таким уж ультранационалистом и популистом, от которого во взрывоопасном кавказском регионе следовало бы ожидать худшего. "За пять лет работы с ним я не видел никого, кто бы так тщательно взвешивал свои слова и жесты", - говорит Георгий Арвеладзе, один из его ближайших помощников, который только что занял свое кресло в помещении президентской канцелярии, покинутом командой Шеварднадзе. "Когда говорят об его импульсивности, мне становится смешно", - добавляет он.

Политолог, присутствовавший на торжественном ужине, устроенном Михаилом Саакашвили и руководителями его штаба, подтверждает: "Сейчас он старается успокоить свое окружение. Тем, кто хотел бы немедленно сместить с должности диктатора Аджарии, он отвечает, что ставку следует делать на местную альтернативную кандидатуру. Тем, кто думает, что Грузия уже в будущем году сможет вступить в НАТО, он напоминает, что более реалистично было бы подождать еще пять лет". Говоря о возвращении Аджарии, Абхазии и Северной Осетии - трех регионов, которые практически отделились или, пользуясь поддержкой России, угрожают сделать это, Михаил Саккашвили подчеркивает, что не хочет новой войны: его цель - сделать Грузию "сильной и привлекательной", чтобы эти регионы сами пожелали вернуться в нее.

"Саакашвили порывист, - отмечает один западный советник, работающий при новой команде в Тбилиси. - Ясно, что это человек эмоциональный, не технократ. Когда он видит мальчишку, плачущего на улице, он не думает о том, что следует реформировать систему медицинского страхования. У него просто болит душа. Опасность заключается в том, что он слишком увлекается каким-то одним вопросом и забывает про все остальное. Но он достаточно умен и уже сейчас умеет приноравливаться в своих выступлениях к аудитории".

Саакашвили вырос в интеллигентной семье (отец - преподаватель истории в Тбилисском университете, мать - врач). Он юрист, специалист по международному праву, учившийся на Украине и в Колумбийском университете. Он работал в адвокатской коллегии в США, а в 1995 году вернулся в Грузию, чтобы заняться политикой. Отмеченный бывшим президентом Эдуардом Шеварднадзе, который нуждался в молодых талантливых кадрах для обновления своей команды, Саакашвили был назначен в 2000 году министром юстиции, но через 11 месяцев вышел в отставку. Возмущенный коррупцией, пронизавшей все поры грузинского государственного аппарата, он создал свою оппозиционную партию - "Национальное движение" - и начал борьбу за власть. Михаил Саакашвили прекрасно говорит по-английски, а также очень хорошо знает французский. Он женат на голландке, с которой познакомился в 1993 году в Страсбургском институте прав человека. Эта очаровательная женщина, говорящая на нескольких языках, поставила свою улыбку на службу предвыборной кампании мужа. Она объехала всю страну, прося грузин принять ее как свою "голландскую приемную дочь".

"Поверхностный и неуравновешенный". Будучи откровенно прозападным лидером, мечтающим сделать Грузию членом НАТО и даже Европейского Союза, чтобы освободить ее от влияния России, Михаил Саакашвили после революции умерил тон в отношении Москвы, избегая ненужных провокаций. "Моим первым визитом за границу станет визит в Россию", - пообещал он, заверив, что "приоритетом" для него будет установление "нормальных отношений" с великим соседом.

"Да, Саакашвили может показаться человеком поверхностным и неуравновешенным, - замечает Давид Дарчиашвили, ученый из Кавказского института за мир и демократию. - Но история всегда делается такими безумцами! Именно такой человек был нужен, чтобы бросить вызов Шеварднадзе. И в этой стране лидер без националистических флюидов не сможет сделать ничего". Тонкий знаток грузинской политики, он утверждает: "Саакашвили - прагматик. Он знает, что ему придется опираться на помощь Запада. Это должно умерить его национализм".

Лорэн Милло.

Опубликовано 5 января 2004 года.

Перевод - веб-сайт "Inopressa.ru".

Автор: