17:53 / 04.01.2004Кандидат N 1

Кандидат N 1

Уважаемый читатель, кого из пяти кандидатов в президенты Грузии Вы знаете? Ну, Михаила Саакашвили все знают! А еще? Нет, не Игорь Гиоргадзе. Его часто показывают по российскому телевидению, но в выборах он не участвует. Осталось еще четыре фамилии! Знаете всех? Позвольте угадать: Вы руководитель грузинского Центризбиркома? Узнать Вас было не сложно, ведь остальные претенденты столь мало известны, что вряд ли каждый грузин вспомнит их всех.

Например, посетители официального сайта президента Грузии виртуально проголосовали следующим образом:

Михаил Саакашвили - 68,75%
Теймураз Шашиашвили - 12,80%
Роин Липартелиани - 4,73%
Картлос Гарибашвили - 3,81%
Заза Сихарулидзе - 2,90%

Победа Саакашвили настолько ожидаема, что в разделе сайта "Биография" прямо над жизнеописанием экс-президента Шеварднадзе, находится не только ссылка на биографию и.о. руководителя республики Нино Бурджанадзе, но и ссылка на Curriculum Vitae Михаила Саакашвили. Примечательно и расположение фотографий. Внизу слева Эдуард Амвросьевич схватился за голову, а внизу справа он же задрав голову смотрит вверх на "железную леди" и "грузинского Жириновского" - некогда своих учеников и соратников, а ныне политических могильщиков.

Националистически настроенный политик популярен в народе, пользуется поддержкой Запада, а его главный конкурент экс-министр национальной безопасности Игорь Гиоргадзе не участвует в выборах на том основании, что уже несколько лет не живет на территории республики. Видимо, пора изучить биографию будущего президента Грузии.

Юрист-международник

Михаил Николозович Саакашвили родился 21 декабря 1967 года в городе Тбилиси в семье интеллигентов. Родители - врач Николоз Саакашвили и историк Гиули Аласаниа. Его дед работал в КГБ, и злые языки утверждают, что чекистские связи не мало способствовали продвижению молодого политика по карьерной лестнице. Миша был положительным мальчиком - редактировал школьную газету, занимался в театральном кружке. Вот характеристика классной руководительницы: "Интеллигентный, собранный, с остро развитым чувством справедливости". В 1984 году Михаил закончил 51-ю тбилисскую среднюю школу с золотой медалью и поступил на факультет международного права Института международных отношений Киевского государственного университета, который окончил в 1984 году с отличием. С наступлением перестройки поехал учиться за границу. Окончил Страсбургский институт прав человека, магистратуру Колумбийского университета в Нью-Йорке, докторантуру Университета имени Джорджа Вашингтона, учился во Флорентийской академии права и Гаагской академии международного права. Затем работал в норвежском Институте прав человека и в нью-йоркской юридической фирме Patterson, Belknap, Webb & Tyler. Женился на гражданке Нидерландов Сандре Роелофс. Мало кто с таким багажом вернется домой с благополучного Запада. Но честолюбивый (это его качество отмечают все) Саакашвили вернулся, и в 1995 году был избран в парламент от "Союза граждан Грузии", которым руководил его знакомый Зураб Жвания.

Кстати, в те времена Шеварднадзе, Жвания, Саакашвили и Буржанадзе были союзниками. Анализируя их реплики друг о друге, можно сказать, что между этой четверкой установились неплохие человеческие отношения. Даже о свергнутом Шеварднадзе они отзываются в уважительном тоне, что отмечал и сам Эдуард Амвросьевич. Не перессорилась оппозиционная троица и между собой, хотя после свержения Шеварднадзе все прочили распад триумвирата. Забегая вперед, предположим - если бы не взаимная симпатия, то революция 2003 года в Грузии могла развиваться совсем не по бархатному сценарию. Сам Саакашвили утверждает: он верил в то, что Шеварднадзе станет отцом новой грузинской нации, но позже разочаровался в своем президенте. Одно время Саакашивили даже утверждал, что своего сына Эдуарда, родившегося в 1995 году, назвал в честь руководителя страны, но потом отыграл назад - Эдвардом зовут отца супруги Сандры.

Итак, при содействии Жвании в 1995-м молодой и амбициозный политик стал председателем парламентского комитета по конституционным и юридическим вопросам, в августе 1998-го возглавил пропрезидентскую фракцию "Союз граждан Грузии", в 1999-м году вновь был избран в парламент, а с января 2000 года стал представлять Грузию в ПАСЕ - Парламентской ассамблее стран Европы.

Острое чувство справедливости

Постепенно стал вырисовываться Саакашвили-политик - "грузинский Жириновский". К 2000 году он успел заслужить репутацию обличителя взяточников. Чтобы умерить пыл молодого человека "с остро развитым чувством справедливости", в октябре 2000-го Шеварднадзе назначил его министром юстиции. Не тут-то было! Незадолго до его назначения минюсту передали тюрьмы, после чего в них произошла серия крупных побегов. По мнению Саакашвили, виновата в этом была плохая организация охраны, и он взялся за реформирование пенитенциарной системы. И даже привлек к этому Джорджа Сороса. В феврале 2001 года Саакашвили предложил запретить Коммунистическую партию Грузии за антиконституционную деятельность, которая выражалась в призывах к свержению власти, и за связь с некими влиятельными силами в России. В конце февраля 2001-го он выступил против приезда в Грузию Владимира Жириновского, заявив, что не следует давать визу человеку, которого принимают только в Багдаде. В мае отказался регистрировать организацию "Мхедриони" - военизированное формирование Джабы Иоселиани, участвовавшее в свержении предшественника Шеварднадзе Звиада Гамсахурдиа. Министр лично ходил по тюрьмам (таская за собой журналистов), собирал для заключенных библиотеки, ремонтировал водопроводы и завершил строительство новой колонии, фундамент которой был заложен еще при Советах. В августе на одном из заседаний правительства Саакашвили предложил принять разработанный им законопроект о конфискации незаконно нажитого имущества и предъявил фотографии выстроенных чиновниками вилл. Взяточников он назвал поименно. Спустя несколько месяцев неуемный министр юстиции обвинил чиновников в противодействии принятию закона о конфискации и 19 октября 2001 года ушел в отставку, заявив, что дальнейшее пребывание в коррумпированном правительстве аморально.

Вот так за год Саакашвили превратился из сторонника в противника своего благодетеля, набрав при этом дополнительные политические очки.

На словах ужасный, добрый внутри

Михаил Саакашвили не стал терять зря времени. Уже через два дня после отставки экс-министр принял участие в довыборах в парламент и победил, набрав 44% голосов против 10% у ближайшего конкурента. 2 июня 2002 года на выборах депутатов законодательного собрания Тбилиси блок "Национальное движение - Демократический фронт", руководимый Саакашвили и Жванией, под лозунгом "Тбилиси без Шеварднадзе" набрал 25% голосов. Михаил Саакашвили стал председателем ЗакСа. В этой должности за Михаилом Николозовичем окончательно утвердилась репутация популиста. Тем не менее именно благодаря ему тбилисские старики получили надбавки к пенсиям, учителя - льготы на природный газ, первоклассники - бесплатные учебники и ранцы, а также были отремонтированы множество крыш, лифтов и спортплощадок. Саакашвили собственноручно (но под прицелом журналистских фотокамер) латал крыши домов и ездил в общественном транспорте. "Национальное движение" во время предвыборной кампании дралось то с полицией, то с оппонентами, что Саакашвили подавал как преследование оппозиции.

В конце концов, в октябре 2003 года в результате бархатной революции триумвират Бурджанадзе-Жвания-Саакашвили пришел к власти. Тогда оппозиция объявила, что результаты прошедших выборов в парламент фальсифицированы в пользу пропрезидентских сил и организовали круглосуточные митинги, пикеты и забастовки. В конце концов, Шевраднадзе объявил о своей отставке, а спикер парламента Нино Бурджанадзе по Конституции стала временно исполнять его обязанности. Судя по всему, план дальнейших действий у троицы был выработан давно - Саакашвили становится президентом, Бурджанадзе возвращается руководить парламентом, а Жвания получает должность госминистра. Помешать осуществлению замыслу может только низкая явка избирателей - если к урнам придет менее половины грузин, то выборы признают недействительными. День выборов - 4 января - это и выходной день, и новогодние праздники, так что нынешняя власть обоснованно боится тотальной неявки.

Повышали явку стандартными приемами. Во-первых, Саакашвили запугал избирателей: "Некоторые силы хотят сорвать выборы. Если в воскресенье на избирательные участки не придет достаточное количество избирателей, то временное руководство Грузии будет нелегитимным. Все это на руку тем силам, которые не хотят стабильности в Грузии". Во-вторых, американский посол Ричард Майлз, благоволящий новым властям, лично ездил к Аслану Абашидзе и уговорил того разрешить провести президентские выборы на территории Аджарии. Президент Аджарии сказал: "Бойкот в выборов в Аджарии станет катастрофой для Грузии и тяжелым историческим пятном для автономии. Мы решили пока отложить нашу принципиальность и сотрудничать с центральной избирательной комиссией Грузии и с центральной властью". В-третьих, постарался ЦИК - тем избирателям, кто не прошел предварительную регистрацию с 15 по 25 декабря, разрешено зарегистрироваться 2-3 января, а пропустившие и эту процедуру смогут голосовать по удостоверению личности, в том числе старому советскому паспорту.

Таким образом, вопрос "Кто будет следующим президентом Грузии" почти решен. Интереснее, куда пойдет Грузия при новом президенте.

Между русским медведем и американским орлом

Политический противник кандидата N 1 Ирина Саришвили-Чантурия в интервью газете "Известия" предсказала скорую драку между победившими членами триумвирата и даже покушение на Саакашвили: "Я знаю Жванию с детства. Если ему что-то мешает, и он увидит, что нет другого выхода, он просто уберет помеху. А Саакашвили - дурачок. Сейчас он просто в абсолютном экстазе. Я не думаю, что он злой человек. Он агрессивен, амбициозен, но он не будет получать удовольствие, если кого-то посадит в тюрьму. Посадить-то посадит, но удовольствия не будет. Если кому-то было плохо, он не фальшивил, если спрашивал о делах - искренне. Они со Жванией абсолютно разные люди".

Тем не менее, пока нет никаких признаков ссоры внутри оппозиционной тройки. Более того, Саакашвили демонстрирует все качества хладнокровного политика - на публике он делает резкие популистские заявления, но в жизни не торопится рубить с плеча. Вопреки прогнозам недоброжелателей, "дурачок" не только в двух шагах от президентского кресла, но при этом сохранил хорошие отношения с Жванией и Бурджанадзе и даже добился того, что Шеварднадзе очень доброжелательно отозвался о произошедшем между ними разговоре перед отставкой, а в своем смещении обвинил США. Интересна фраза Саакашвили о том, что он не хотел приходить к власти Грузии силой, хотя имел такую возможность: "Полиция в Тбилиси на нашей стороне. Я каждый день говорил с полицейскими. Когда мы шли на канцелярию, мы не хотели его - Шеварднадзе - брать. Но полиция нас умоляла: прижмитесь к нам, и мы расступимся - и вы отдохнете, и мы отдохнем, и этот уберется. Но я сказал: пусть он уйдет мирно. И пусть даже не думает о кровопролитии".

Таким образом, Саакашвили представляется радикалом на словах и сторонником компромиссов на деле. Но это не значит, что российскому руководству удастся легко найти с ним компромисс. Приход оппозиционеров к власти состоялся благодаря США. И если финансирование партии "Национальное движение" Джорджем Соросом осталось на уровне слухов, то переговоры госсекретаря США Колина Пауэлла с Шеварднадзе и главой российского МИДа Ивановым, благодаря которым оппозиция бескровно сместила президента Грузии, есть факт. Миллионы долларов, которые ОБСЕ выделила на проведение свободных выборов - тоже факт. Американский посол Ричард Майлз вряд ли бескорыстно уговорил Аслана Абашидзе разрешить провести президентские выборы на территории Аджарии и заявить, что его республика по-прежнему находится в составе Грузии. Естественно, что западную помощь придется каким-либо образом отрабатывать.

При этом Южная Осетия и Абхазия, на которые Россия имеет большее влияние, не признали легитимность смены власти в Тбилиси. Саакашвили произнес многозначительную фразу: "В случае избрания меня президентом Грузии, я вам обещаю, что это будут последние выборы в Грузии, в которых не принимают участие жители Абхазии и Осетии".

Если грузинскому руководству удастся найти общий язык с администрацией Буша, распространяющей "негасимый свет" демократии по всему миру и пожелавшей вдруг устроить в маленькой горной стране нечто наподобие 53-го штата, то, возможно, Грузия действительно станет государством, к которому потянутся и Абхазия, и Южная Осетия. Однако в самой Америке раздаются более трезвые голоса. Вот что пишет журнал In the National Interest: "Хотя грузинская элита, ориентированная на Запад, стремится к расширению трансатлантических связей, тем не менее эта страна вынуждена нормализовать свои отношения с Москвой. Причина не только в том, что Грузия зависит от России в энергетическом плане. Проблема заключается также в том, что сотни тысяч грузин продолжают жить и работать в России.

США поощряют стремление Грузии к большей независимости от России. Однако заставляя Грузию выйти из-под экономической зависимости от России, США должны были бы предложить Тбилиси альтернативный источник поставок энергоресурсов. В противном случае эта страна столкнется с реальными проблемами. И несмотря на большой объем помощи, которую США предоставили Грузии, маловероятно, чтобы США собирались обеспечить Грузию энергоресурсами или выдать грузинам сотни тысяч американских виз, чтобы те прибыли для учебы и проживания в США.

Мы должны понять, что контрпродуктивными являются иллюзорные надежды на то, что Грузия может урегулировать политический и экономический кризис в стране за счет помощи Запада".

Итак, Саакашвили, как и его предшественнику Шеварднадзе, придется лавировать между США и РФ, постоянно находить компромиссы. Что ж, как мы выяснили, Михаил Саакашвили резок только на словах, а компромиссы - в его характере.

Николай Дзись-Войнаровский.

Опубликовано 4 января 2004 года.

Автор: