11:07 / 30.12.2003"Саакашвили хотят ликвидировать - физически или политически"

Ирина Саришвили-Чантурия стала одной из первых жертв "политического терроризма" в Грузии после смены власти. В ночь на 3 декабря в нее стреляли. После этого вместе с тремя своими приемными детьми, младшему из которых на днях исполнился год, она перебралась в один из пригородов Тбилиси. Нелишне будет напомнить: 3 декабря девять лет назад, в 1994 году, террористы расстреляли ее мужа, лидера Национально-демократической партии Грузии Гию Чантурию, которого многие прочили в преемники Эдуарду Шеварднадзе. Тогда Саришвили-Чантурия была ранена. Все последующие годы она возглавляла НДПГ и лишь несколько дней назад покинула пост председателя партии. "Чтобы не допустить раскола", - так объяснила она свой поступок "Известиям". Вечная оппозиционерка, она и сейчас противостоит новым грузинским властям, создает политическое движение "Новая сила". И именно Саришвили-Чантурия первой заговорила о том, что самому реальному кандидату на пост президента страны Михаилу Саакашвили угрожает "опасность ликвидации" - со стороны своих соратников по "революции роз".

- А вы-то сами сейчас в безопасности?

- Не могу этого сказать. Особенно после того, как получила беспрецедентное указание от сотрудников личной охраны сообщить свою группу крови, чтобы ее запас всегда был в моем автомобиле.

- Новые власти, кажется, собирались лишить вас охраны?

- Да. Но помогли активные выступления журналистов в последние дни. В итоге охрана осталась. Но 3 декабря она была абсолютно бессильна, я не могу ее ни в чем упрекнуть. После покушения мою безопасность обеспечивали и другие люди, кстати, абсолютно безвозмездно. Но, несмотря на то что они имели право на охранную деятельность, их арестовали. Политический мотив задержания сомнений не вызывает.

- Почему вас опасаются?

- Дело не в том, что я могу устроить переворот... Просто у моей партии за плечами есть история. Что бы ни случилось - мы остаемся в активной политике. А среди более-менее известных политиков я осталась практически единственной, кто не поменял свою позицию. А многие... Кто-то сменил тактику, кто-то решил подыграть Зурабу Жвании. По той же причине власти противостоят и Игорю Георгадзе...

- Кстати, о Георгадзе. У вас были очень напряженные отношения...

- Я считала и считаю, что власть ответственна за все, что происходит в Грузии. Девять лет назад, выступая в парламенте, я прямо назвала всех, кто был ответственен за создание в стране ситуации, в которой возможны теракты, - в том числе Георгадзе... Я сожалею, что потом несколько раз "била" по нему, что допустила высказывания, которых он не заслужил. Это я должна признать. Я убедилась, что он непричастен не только к теракту против нас, но и вообще к терроризму... Пока что мы несколько раз говорили по телефону. Конечно, мы не одна команда. Но не исключено, что это произойдет. У нас идентичная информация - не знаю, из одного ли источника, но она есть. Видимо, и анализируем мы ее одинаково...

"Жвания перешагнет через кого угодно"

- Вы имеете в виду угрозу Михаилу Саакашвили, о которой вы первая заявили вслух?

- Да. Это очень серьезно. И ужасно, конечно. Но важно понять, откуда идет эта угроза, что вообще задумано и запланировано... Ни Нино Бурджанадзе, ни Зураб Жвания не могли превратить какое-то количество народа в толпу - для этого надо иметь дар, присущий типичным революционерам. Ни Бурджанадзе, ни Жвания не ворвались бы в зал заседаний парламента с палками и оружием, им это не на руку - они должны выглядеть более солидно. Всю "черную работу" сделал Саакашвили. Теперь он должен уйти - как мавр. Но не уходит. Трудно сказать, произойдет ли его физическая ликвидация или политическая, что легче сделать. Саакашвили предпринимает серьезные меры безопасности - единственно умное из того, что он делает сейчас...

Думаю, Жванию обрадовал бы перенос выборов на неопределенное время. Он прекрасно понимает: как только Саакашвили станет президентом, ни одного министра из команды Жвании - а может быть, и его самого - в правительстве не будет. Ведь Саакашвили - абсолютно неконтролируемый человек. Но и сорвать выборы тоже опасно. Жвании сейчас удобнее иметь слабого президента, избранного благодаря ему. Наша же задача - сорвать эту игру, чтобы за счет Саакашвили не получили очки и дивиденды к будущим выборам Жвания и Бурджанадзе.

Жвания понимает, что он может заменить Бурджанадзе кем угодно, но сам он, конечно, никогда не сможет претендовать на пост главы государства. Он умен и реально оценивает свои возможности с точки зрения харизмы, отношения к нему людей. Может быть, до того как стать премьер-министром, он постарается сделать президента "парламентским", слабым.

- В чем сила Жвании?

- Он не знает предела, у него нет запретных зон. Не знаю, из-за честолюбия ли... Просто есть в каждом человеке какое-то начало. Так вот, его начало - зло. Я знаю его с детства. Если ему что-то мешает и он увидит, что нет другого выхода, он просто уберет помеху. А Саакашвили - дурачок. Сейчас он просто в абсолютном экстазе. Я не думаю, что он злой человек, нет. Он агрессивен, амбициозен, но он не будет получать удовольствие, если кого-то посадит в тюрьму. Посадить-то посадит, но удовольствия не будет. Если кому-то было плохо, он не фальшивил, если спрашивал о делах - искренне. Они со Жванией абсолютно разные люди. Если с Саакашвили что-то случится, его будет жалко. Больше, чем других.

- Как вы думаете, Саакашвили понимает, что ему грозит?

- Он понимает, что его жизни может грозить опасность. Но другой опасности - дискредитации как политика - не видит. Вот ввели воинские подразделения на время - не знаю, как они договорились с местными властями, - в Южную Осетию. И особого шума там не было. А представим, если Саакашвили, став президентом, захочет ввести войска в Аджарию. Получится, что Южная Осетия впустила войска, а Аджария - нет. В любом случае ни Аслану Абашидзе, ни Саакашвили конфликта не избежать. А Жвания делает себе сейчас алиби, будто он тут ни при чем. В общем, они собираются выплыть на этой волне - в процессе распада государства Бурджанадзе и Жвания будут единственными гарантами целостности Грузии...

Я вижу опасность именно в этой игре. Вижу опасность и трусость, продажность очень многих наших политиков. Жвания и Бурджанадзе собираются перешагнуть через Саакашвили, чтобы достичь своего. Сейчас они начали репрессии: арестовали президента Федерации футбола Жорданию, бывшего министра энергетики Мирцхулаву - якобы за какие-то махинации. Но они, видимо, забывают, что подконтрольная им телекомпания "Рустави-2" задолжала бюджету страны восемь миллионов долларов. А этот недавно оппозиционный телеканал стал сегодня практически государственным телевидением. Они не вспоминают других бизнесменов, которые также задолжали государству, но поддерживают "тройку"... Они не смогут обеспечить людей зарплатами и пенсиями, потому и собираются "кормить" их репрессиями...

"Посол США ведет себя хуже, чем второй секретарь ЦК"

- Кто сегодня управляет Грузией?

- Посмотрите, как активно себя ведет посол США Ричард Майлс! Я такого не видела. Хорошо помню советские времена: вторые секретари ЦК Компартии Грузии всегда были выходцами из России. Но кто помнит их лица, выступления? После 9 апреля 1989 года, когда армия утопила в крови мирный митинг в Тбилиси, даже генералы, виновные в этом кровопролитии, не издевались, не были столь циничны. А Майлс... Это что-то сверхъестественное... Такого наместника в Грузии еще не было.

Совершенно не нужно, чтобы весь регион контролировался одной супердержавой. Мы - маленькая страна, нам все равно лучше балансировать. А сейчас Грузия становится колонией - причем более ущемленной, чем была когда-либо. Поведение Майлса это доказывает.

Глупо и смешно обвинять меня в пророссийской ориентации. Но то, что связывает нас с Россией, - об этом я говорила и 10, и 15 лет тому назад - никак не может нас связать с другими странами.

- Но ведь Нино Бурджанадзе побывала в Москве...

- Искала поддержку, конечно. Но я не знаю, насколько Москва готова вмешиваться в дела Грузии... А для "тройки" главное - приход к власти. Они тоже могут договориться с Россией. Но, с другой стороны, у них есть определенные обязательства: невозможно пользоваться услугами спецслужб одного государства и играть на другое государство. Те миллионы, которые потратили на них американцы - но не вся Америка, конечно, - надо будет отрабатывать. Каждый день акций у Дома правительства обходился в 750 тысяч долларов. Так что я не думаю, что им так легко удастся договориться с Россией.

Аджарцы согласились участвовать в выборах грузинского президента

В понедельник лидер Аджарии Аслан Абашидзе заявил, что его республика не станет бойкотировать намеченные на 4 января выборы президента Грузии. "Если голосование не состоится во всех трех автономиях, то что получится? - задал риторический вопрос Абашидзе. - Будет избран президент страны или президент одной части страны? Это станет катастрофой для Грузии. И историческим пятном для Аджарии". Вчера же было объявлено: Абашидзе в ближайшие дни отменит чрезвычайное положение в автономной республике. А председатель грузинского Центризбиркома Зураб Чиаберашвили выехал в Батуми, чтобы проинспектировать работу местных избирательных комиссий.

Глава автономии однозначно дал понять, что снял угрозу бойкота выборов под нажимом США: "Принятию решения во многом способствовал американский посол в Грузии Ричард Майлс". Впрочем, не исключено, что окончательное "добро" на открытие избирательных участков Абашидзе получил из Москвы. Результат это переговоров Владимира Путина и Нино Бурджанадзе или кремлевский аванс новым грузинским властям - сказать трудно.

Похоже, официальный Тбилиси пошел на ряд уступок Батуми, гарантом которых выступил посол Майлс. Вот только нет уверенности, что без пяти минут президент Михаил Саакашвили, самоустранившийся от переговорного процесса, все эти договоренности реализует. Показательно, что вчера Тамаз Диасамидзе, один из руководителей движения "Наша Аджария", созданного в Тбилиси соратниками Саакашвили, вновь подверг жесткой критике Аслана Абашидзе в преддверии внеочередных президентских выборов.

Кстати, об опасности их срыва вновь заговорил министр внутренних дел Грузии Георгий Барамидзе. Вчера на пресс-конференции он заявил, что именно эту цель преследовал обстрел из гранатомета офиса телекомпании "Рустави-2" в Тбилиси. По его словам, не случайно, что террористический акт был направлен именно против "Рустави-2" - одной из главных движущих сил ноябрьской "революции роз". Государственный министр Зураб Жвания также назвал произошедшее терактом. С ними согласился и кандидат в президенты, лидер организации "Адвокаты Грузии" Картлос Гарибашвили. Вот только в организации теракта он обвинил "силы, пытающиеся сорвать выборы и оставить страну в... условиях незаконного правления Зураба Жвании".

Выстрел по окну главной студии телекомпании из одноразового гранатомета (по одним данным - из "Мухи", по другим - из "Шмеля") был произведен около пяти часов утра. Снаряд попал в стену здания рядом с окном на 17-м этаже. От взрыва и осколков разлетелись окна офиса, пострадала студия. К счастью, сотрудники "Рустави-2" отделались испугом.

Александр Иашвили.

Опубликовано 29 декабря 2003 года.

Автор: