18:23 / 29.12.2003Приоритеты Миннаца - прежние: политическая стабильность, межнациональное согласие, межрегиональные связи

Северная Осетия - один из немногих российских субъектов, где существует Министерство по делам национальностей и связям с общественностью. Заметим, даже в самой Федерации, многонациональном и многоконфессиональном государстве, почему-то такая правительственная структура сегодня отсутствует. Между тем, практика показывает, что создание, а точнее, наличие Миннаца вполне оправдано, тем более для республики, где проживают десятки национальностей и где вопросы политической стабильности и межнационального согласия имеют особое значение. Особенно в контексте новых политических реалий, связанных с тем, что Россия сегодня вынуждена держать руку на пульсе Кавказа, остро отреагировавшего на последствия распада великой державы.

Наш корреспондент встретился с министром по делам национальностей и связям с общественностью РСО-А Сергеем Солтанбековичем Таболовым и попросил его рассказать о тех тенденциях, которые сегодня определяют главные направления деятельности этого министерства.

- Урегулирование грузино-югоосетинских отношений является одной из главных составляющих в работе вашего министерства. Скажите, как, по-вашему, политические события в Грузии могут отразиться на этом процессе?

- Наши задачи были и остаются прежними - способствовать сохранению стабильности здесь, в Северной Осетии, и уделять максимум внимания югоосетинскому направлению. Надеемся, что смена политической власти в Грузии не отразится на ходе урегулирования грузино-югоосетинского конфликта. За предыдущие годы накоплен определенный опыт в переговорном процессе - есть формат, есть позитивные наработки, и поэтому очень важно, чтобы события, которые сейчас происходят в Тбилиси, не отбросили нас назад. Не хотелось бы, чтобы поменялся и кадровый состав участников переговорного процесса, поскольку новые люди не всегда привносят конструктивные идеи. Сейчас позиции сторон известны, сближение этих позиций - вот главная наша задача. Изменения же состава делегаций хотя бы одной из сторон могут повлечь за собой и смещение акцентов на переговорах. Мы стоим на том, чтобы формат переговоров не менялся. Если не будет кардинальных изменений, то будет продолжена и миротворческая операция, а значит - и обеспечиваться общественно-политическая стабильность в Южной Осетии. Все, что будет способствовать сохранению этой стабильности, мы будем поддерживать. Дальнейшие политические переговоры должны идти параллельно с тем, что делается для поддержания мира и стабильности в регионе.

-А как, по-вашему, будет складываться обстановка на Северном Кавказе? Последние события в Дагестане свидетельствуют о том, что деструктивные силы не успокоились и будут пытаться если не взять реванш, то хотя бы дестабилизировать ситуацию в регионе...

- Отдельные всплески террористических групп, вероятно, еще будут - такова реальность. С этим приходится считаться и быть бдительными всем - и силовым структурам, и нам, гражданам. Но федеральный центр сегодня достаточно контролирует ситуацию в целом, поэтому говорить о серьезных проявлениях сепаратизма, каких-то новых очагах межнациональных конфликтов, думаю, уже не приходится. Поэтому для нас сейчас главное - сохранять межнациональное согласие, поддерживать межрегиональные связи и контакты, в первую очередь экономические, социально-культурные в рамках программ и соглашений, которые  подписаны  между субъектами, субъектами и центром. В первую очередь я имею в виду наших ближайших соседей по региону.

Кстати, например, недавно у нас открылось представительство Республики Дагестан, которое будет способствовать развитию наших добрососедских отношений, уже есть конкретные планы и интересные проекты.

Что касается осетино-ингушских отношений, то здесь нужно четко разграничить - есть соглашение с Республикой Ингушетия, а есть граждане ингушской национальности, которые проживают в Северной Осетии, имеющие те же права, что и все остальные жители нашей республики, с такими же и обязанностями.

Обратите внимание, когда существует нестабильность, все другие проблемы уходят обычно на второй план. И, наоборот, когда нормальная, спокойная обстановка, люди просто живут и работают. Они заняты хозяйством, вопросами своего благосостояния, воспитания детей, культурного досуга, их мало интересует политика, а тем более политиканы, которые используют националистические лозунги для достижения своих политических целей.

К счастью, время таких лидеров проходит. И это хорошо, это говорит о том, что политическая культура у нас повысилась, людей уже не так-то просто обмануть, играя на тонких национальных струнах их души.

- Не секрет, что еще недавно центральные средства массовой информации вольно или невольно подливали масло в огонь межнациональных конфликтов. Ваше министерство отслеживает всю информацию по этой тематике: как, на ваш взгляд, "рыцари пера" сегодня обращаются с этой деликатной темой?

- Намного вдумчивее и осторожнее, чем раньше, хотя нет-нет да и прозвучит нечто несуразное. Например, нашу землячку, которая стала жертвой теракта, средства массовой информации поспешили назвать террористкой. Каково было такое читать ее родным? Или водной публикации уважаемой газеты читаем описание какого-то высокого кремлевского чиновника, от которого якобы разило жженной осетинской "Гжелкой". Известно, что в Осетии "Гжелку" не производят, зачем же рисовать негативный образ, чтобы он ассоциировался у читателя именно с водкой из Осетии?

Но это частности. В целом, центральные СМИ стали больше уделять внимания позитивным событиям, происходящим в Северной Осетии, что больше соответствует реальности. Кстати, у нас в республике сейчас находится съемочная группа Первого канала, которую интересует именно эта сторона жизни. Найти интересное в обыденном  - сложнее, чем выдать, например, сюжет о Ч П. Вот мне и поручили помочь тележурналистам.

- И какой они выбрали сюжет?

- Отсняли много материала, а что выберут - покажет "Время".

Опубликовано 27 декабря 2003 года.

Автор:В. Зыгина