Армения находится в стадии пересмотра своих внешнеполитических приоритетов. Продолжая основываться на принципах комплементарности, Ереван все более делает ставку на экономическую составляющую, нежели исключительно на политическое и военное партнерство. Об этом можно судить как по последним осенним встречам с высокопоставленными представителями официальных Москвы и Вашингтона, так и по заявлениям руководства Армении.
Российско-американская осень в Армении
Во время осенних визитов официальных лиц России в Ереван была озвучена новая составляющая взаимоотношений между странами. Стороны все более стали склоняться в сторону усиления культурно-экономических связей, доведения их до уровня военно-политических. Об этом в один голос говорили и Сергей Миронов, и Владимир Рушайло, и министр обороны Сергей Иванов на встречах с высшим руководством Армении. Москва, которая опирается на Ереван на Южном Кавказе, понимает, что долго не сможет поддерживать исключительно военно-политический союз с Арменией, которая сейчас переживает экономический подъем и находится в поисках экономических партнеров и инвесторов.
Официальные лица в Ереване и Москве сейчас в один голос говорят о необходимости поднятия экономических армяно-российских отношений до уровня военно-политических. Приход РАО "ЕЭС России", взявшего под контроль 80% энергопроизводящих мощностей республики, стал первым крупным заделом в установлении серьезных экономических отношений между двумя странами. Москве понятно, что без стабильной экономической составляющей, союзнические отношения с Ереваном могут превратиться в ближайшем будущем в абстракцию, если позиции в стране будут сданы другим странам.
Но подобный крен от общеполитических и военных связей в сторону экономики имеет место не только в отношениях с Россией. В ноябре на 7-ом заседании армяно-американской комиссии по экономическому сотрудничеству в Вашингтоне было заявлено, что сферы торговли, науки и новейших технологий - наиболее перспективные направления развития двустороннего экономического взаимодействия Армении и США. После этого Палата представителей США без голосования приняла резолюцию о придании Армении статуса постоянного нормального торгового партнера Соединенных Штатов.
В случае одобрения резолюции со стороны Сената, Армения сможет сделать прорыв в экономических отношениях с США, получив возможность по сниженным тарифам ввозить в Америку свои товары, получать льготные кредиты и т.д. Понятно, что при конкуренции Вашингтона и Москвы за влияние на Южном Кавказе обе стороны теперь делают ставку именно на экономическую экспансию, и США не хотят оставаться в стороне. Хоть США и намного превосходят Россию в экономическом потенциале и возможностях инвестирования в Армению, Москва удачно использует армянскую диаспору в России, поощряя ее инвестировать в Армению.
Подобный экономический крен во внешней политике Армении был прямо озвучен главой внешнеполитического ведомства страны. Выступая в ноябре в Берлине на конференции, посвященной перспективам развития Южного Кавказа, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил, что официальный Ереван намерен внести коррективы в свои внешнеполитические приоритеты. По его словам, теперь основной составляющей внешней политики Армении должна стать направленность на экономическое развитие страны. Он отметил, что Ереван отныне не намерен ставить во главу угла проблему Нагорного Карабаха, а сконцентрируется на экономическом росте и достижении европейского уровня жизни к 2020 году.
Об этом ранее говорил и президент Роберт Кочарян. После этого в начале декабря Роберт Кочарян в Брюсселе добился прорыва в отношениях с Европой. Впервые европейские комиссары заявили о том, что в 2004 году начнется рассмотрение возможности вступления Армении в Евросоюз. Кроме того, в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о придании Армении статуса страны с рыночной экономикой.
Забыть про Карабах?
Касаясь самой карабахской проблемы, Вардан Осканян заявил, что Армения пока будет продолжать оставаться стороной конфликта, участвующей в переговорах с Азербайджаном. Но при этом, по его словам, должен придти момент, когда Ереван отойдет на второй план, и Степанакерт единолично будет решать конфликт с официальным Баку.
В официальном Ереване понимают, что если неуступчивость со стороны армян в карабахском вопросе будет продолжаться бесконечно долго, то Армения в принципе может попасть под международные санкции. Лет десять назад армянское общество, живущее в условиях войны и блокады, лишенное света и тепла с легкостью преодолело бы подобные трудности. Сегодня же в условиях экономического роста Армении будет все сложнее находится под прессингом международного сообщества. Поэтому не лишено оснований желание руководства Армении переложить весь переговорный процесс на плечи Нагорного Карабаха, которому и так терять нечего.
Как видим, Ереван пытается сейчас занять наиболее выгодную позицию на Южном Кавказе. Перейдя на уровень построения экономически развитой страны регионального масштаба, и предоставив Степанакерту самостоятельно решать карабахский вопрос, Армения начнет выгодно отличаться от Азербайджана и Грузии, в которых присутствует большая или меньшая внутриполитическая нестабильность.
Экономические связи, без акцентирования политических конфликтов и политический диалог без предварительных условий, на которые хочет ориентироваться Армения, позволяют стране наладить отношения как с Турцией, так и с Азербайджаном, несмотря на, мягко говоря, натянутые отношения или их практическое отсутствие. При этом Ереван начинает занимать выгодное положение в глазах международного сообщества, особенно после событий в Баку и Тбилиси. По словам Вардана Осканяна, стабильность в Армении на фоне других стран Южно-кавказского региона может принести серьезные дивиденды как в политическом, так и в экономическом плане.
Самвел Мартиросян
Опубликовано 15 декабря 2003 года.