20:36 / 15.12.2003Когда пещеры взывают о милосердии. Как сохранить красоту новоафонских подземелий

Как-то минувшим летом по Абхазскому телевидению прозвучало сообщение о том, что в один день Новоафонскую пещеру посещают две тысячи человек. И это не могло не радовать. Дело не только в том, что нам приятно знакомство тысяч гостей с нашим краем, с его историческими и культурными памятниками, природными достопримечательностями, их дружеское общение с местным населением - наплыв курортников и туристов обеспечивает поступление в госбюджет солидных средств, столь необходимых для республики, не избавившейся от послевоенной разрухи и не имеющей возможности решать острые социальные проблемы.

Пещерный комплекс - один из тех объектов, которые привлекают наибольшее внимание приезжих. Здесь есть чем полюбоваться. И дело не только в подземельях неповторимой красоты. Оказывается, здесь, как сказано было в одном из интервью начальника Государственной службы экологической безопасности и охраны окружающей среды Р. Дбар, в пещере обитают такие редко встречающиеся насекомые, как пещерная креветка и жужелица. Но их жизнедеятельность зависит от того, будет ли под пещерными сводами соблюдаться постоянный температурный режим.

Однако дело не только в этой уникальной фауне, но и в состоянии самого комплекса, сотворенного природой, которая не рассчитывала на активное вторжение сюда человека.

- После войны, - рассказывает Р. Дбар, - по моему приглашению в Новый Афон трижды приезжали специалисты из Санкт-Петербурга. Они комплексно и целенаправленно изучили все залы. Их отчеты помогут нам. Но мониторинг, наблюдения, исследования требуется проводить повседневно, поэтому соответствующую службу надо иметь в структуре самого управления пещерным комплексом. Специалисты в республике есть, но нужны средства, и солидные. Вроде бы ясно, что в один день эту проблему не решить, но понятно также и то, что и откладывать ее на потом нельзя. Новоафонская пещера - это уникальное наше достояние, наследие ее народа, и мы должны думать не только о ее эксплуатации.

В нынешнем году отмечено стабильно высокое ее посещение. Этому обстоятельству должна сопутствовать забота не только о микроклимате в этой карстовой полости, но и о безопасности экскурсантов. Известно, что в отдельные зимние периоды вода в пещерах поднимается под самый потолок, поэтому устроены водоотводящие штольни, чтобы можно было, когда надо, закрывать их или открывать.

Заслуживает внимания мнение, высказанное прокурором республики по экологическому надзору, старшим советником юстиции В. Плевако:

- Проведенная прокуратурой экологического надзора проверка показала следующее. В гигантских залах Новоафонской пещеры систематические метеорологические наблюдения стали возможны после прокладки в теле Иверской горы туристского тоннеля. Проветривание залов осуществлялось естественным путем - через сильно промытые трещины в карсте, но главным образом по системе колодцев шахт Анакопийской пропасти. Температура воздуха в пещере обычно меняется на разных высотах от уровня моря, без сколько-нибудь значительных колебаний в течение суток. Как в теплое, так и в холодное время года она колеблется в пределах 11,8 - 12,8 градуса, с относительной влажностью 98 процентов.

В ходе исследований, проведенных в августе 1981 года лабораторией союзного Института горной механики и специалистами Украины, - продолжает В. Плевако, - было вынесено заключение: допустимый пропуск людей в пещеру - до 2 500 человек в день, а за год в среднем - до 550 тысяч человек. Сегодня, когда Новоафонская пещера вновь стала одной из самых посещаемых в мире, этот режим не соблюдается, туристская эксплуатация ее ведется бессистемно, хаотично, с расчетом лишь на экономическую выгоду. Фактически за день ее проходили летом более четырех тысяч человек. В результате этого в зале "Анакопия" температура воздуха поднялась на 1,5-2 градуса. Сказался перегрев зала, который к тому же является самым отдаленным и трудно проветриваемым, а посетители задерживаются в нем дольше всего. Такая же картина и в зале "Апсны". И все это влияет на микроклимат всей пещеры. Более того, считаю, что после пробития тоннелей и вскрывающих штолен (за режимом открытия и закрытия которых не следят) воздухообмен усилился, что привело к увеличению температуры и нарушению метеорологического режима пещеры.
В настоящее время, когда Абхазия становится перспективным туристским регионом, необходимо обеспечить должную организованность в этой отрасли. Сейчас деятельность комплекса осуществляется согласно уставу и просроченной лицензии, ведется бессистемно, с нечетким перечнем прав и отсутствием конкретных обязанностей как руководства комплекса, так и его сотрудников. В связи с этим было бы резонно обязать Государственную службу экологической безопасности и охраны окружающей среды установить режим посещения пещерных залов, оптимальную численность посетителей отдельно по месяцам и дням, с учетом зимнего и летнего сезонов, и осуществлять систематический контроль за суточным изменением метеорологических элементов во всех залах.

Необходимо также создать службу контроля горного лесного массива Новоафонского комплекса с ежедневным наблюдением за 113 основными трещинами и 20 пикетами, за состоянием шлюзов водоотводных штолен. Это позволит оценить истинное положение нарушенных зон, блоков, состояние самого горного массива.

И главное - признать Новоафонский комплекс историко-природной заповедной территорией, придав этому объекту соответствующий статус и утвердив специальное положение.
Автору этих строк, как, наверняка, и вам, читатели, не раз доводилось бывать в этих пещерах. Трудно описать чувства, которые испытываешь в минуты свидания с этой красотой. Каждый должен испытать их сам, находясь среди этого природного великолепия. Что же касается креветок, жужелиц и других пещерных обитателей, то мне их видеть не приходилось. Однако тревожно и за них, не хочется, чтобы они исчезали

- созданные самой природой в этом уникальном подземелье, они - его неотъемлемая часть и потому непростительным будет исчезновение пещерной фауны.

Дарованным природой богатством надо пользоваться разумно и бережно. Что же касается доходов, то рациональнее получать их регулярно и долгие годы, нежели "снять пенку" сразу и потом остаться на бобах. Да и, в конце концов, мы просто обязаны сохранить эту, что называется, Богом данную красоту!

Постскриптум. Новоафонская пещера - одна из крупнейших в мире. Что же касается красоты, убранства залов, то даже в Мамонтовой пещере, числящейся первой в списке самых-самых, нет таких прекрасных подземелий, как в нашем карстовом царстве.

Опубликовано 11-12 декабря 2003 года

Автор:Юрий Кураскуа