Ни разу с 1990 года предвыборная кампания в Грузии не была вялой и неинтересной. Люди связывают с выборами надежды на перемены, а власти перемен не хотят. После получения независимости каждые следующие выборы в стране проходили все с большими нарушениями. Их итоги были сильно искажены в пользу правящих сил.
В выборы были включены все административные ресурсы. Оппозиция рассматривалась властями как неизбежное в условиях демократии зло. Возможность потери ведущего положения власти рассматривают как дестабилизацию. Они отождествляют себя с государством и именно из-за этого происходят нарушения выборного (и не только) законодательства.
На выборах 1999 года из-за фальсификации итогов в парламент не попала популярная Лейбористская партия, которой власти просто сбавили процент полученных голосов до 6,97 (в Грузии действует 7%-й барьер). Процессом фальсификации практически управляли полиция и Центризбирком (ЦИК). Учитывая при подготовке нынешних выборов опыт предыдущих, огромное внимание было уделено персональному составу ЦИК.
Политические силы в течение нескольких месяцев не могли договориться о составе ЦИК. Дело дошло до того, что в Грузию приехал бывший госсекретарь США Джеймс Бейкер, который предложил свою формулу решения. Однако власти вместе с "Союзом демократического возрождения" Аслана Абашидзе и политическим движением "Промышленность спасет Грузию", называющими себя оппозицией, смогли собрать в парламенте нужное количество голосов и приняли Избирательный кодекс, согласно которому эти три силы могут контролировать избиркомы и их решения на всех уровнях.
Несмотря на это реальная оппозиция не сдается и при более или менее справедливых выборах может получить в новом парламенте большинство. Сейчас в Грузии много говорят о возможной дестабилизации, особенно представители проправительственного блока. Но надо отметить, что само правительство своими действиями содействует этому. Если власти не обеспечат объективность проведение выборов и различными манипуляциями будут стараться ограничить оппозицию, то они сами и вызовут эту самую дестабилизацию.
Никто заранее не знает, как будут реагировать политические партии и народ на явную подтасовку итогов выборов. Не исключено, и даже очень вероятно, что народ не простит властям обман и выйдет на улицу. Чем это может закончится, предугадать невозможно. Ясно одно, справедливое проведение выборов должны обеспечить власти. Именно они были обязаны подготовить реальные списки избирателей, которые за три дня до выборов еще не готовы. Может быть, кто-то - сторонник властей или оппозиции - намеренно исказил эти списки, но неточности были обнаружены за месяц (!) до выборов, и неточности такого масштаба, что ЦИК до сих пор уточняет списки избирателей, а проведение выборов теперь даже под вопросом. В Грузии уже на самом высоком уровне идут разговоры о том, что в связи со списками будет возбуждено уголовное дело по факту саботажа.
Особняком стоит вопрос о насилии перед выборами. События в Болниси и Батуми очень схожи между собой. В обоих случаях представители блока "Саакашвили - Национальное движение" решили провести предвыборные мероприятия в регионах, власти которых до этого не допускал инакомыслия, утверждали клановые принципы управления. В регионе Квемо Картли (Нижняя Картли) компактно проживают азербайджанцы, и много лет губернатор Леван Мамаладзе (в народе - Леван Паша) обеспечивал 99% отданных за властей голосов избирателей. В Аджарии Аслан Абашидзе установил тоталитарный режим и на всех выборах его партия получала те же 99%. Ясно, что без боя они свои голоса не отдадут, но вечно так продолжаться не может. Акции Нацдвижения были первым подкопам под эти бастионы и результаты этих подкопов скоро обязательно проявятся.
В эти дни в Грузии не происходит ничего, кроме предвыборной кампании, во всяком случае, пресса и народ шумят только об этом. Но уже в ближайший понедельник страсти улягутся и политикам придется приступать к делу. Надо надеяться, что все пройдет более цивилизованно, чем совсем недавно в Баку.
Так какие политические силы имеют шанс попасть в новый парламент? Перечислим их по рейтингу.
Опубликовано 31 октября 2003 года