Западная Грузия, ставшая самым активным регионом в арсенале пришедшей несколько дней назад к власти в стране оппозиции, оказалась в ситуации безвластия и вседозволенности.
Самегрело, самый западный регион Грузии, непосредственно прилегающий к зоне грузино-абхазского конфликта, с каждым днем все больше запутывается в последствиях революционных событий последних дней. Молниеносный уход 23 ноября со своего поста президента Шеварднадзе повлек практически немедленные аналогичные шаги губернаторов обоих западногрузинских регионов - Самегрело и Имерети. Их примеру последовали также большинство руководителей районных администраций. Лишившись привычного режима работы, остававшегося незыблемым все 11 лет правления Шеварднадзе, региональные властные структуры фактически просто распались.
Именно жители Самегрело были самыми ярыми сторонниками Михаила Саакашвили и его Национального движения и участниками самых многочисленных по сравнению с другими регионами митингов. Именно из Зугдиди, главного города региона, начался теперь уже знаменитый "мирный марш оппозиции", когда легковые машины и автобусы, наполненные людьми, по призыву Михаила Саакашвили двинулись в Тбилиси, собирая по пути такие же потоки из городов, поселков и сел. Эта вереница растянулась тогда более, чем на три километра, и, прибыв в Тбилиси, сыграла немаловажную роль в триумфальном завершении "розовой революции". Теперь же, когда митинги позади, сторонники Саакашвили и его союзников Нино Бурджанадзе и Зураба Жвания ринулись утверждаться на руководящих должностях в Самегрело.
25 ноября, проводя митинг в Цаленджиха, местный лидер "Национального движения" Рамин Гогохия объявил себя главой администрации района и с группой единомышленников тут же занял здание городской управы. При этом реальный глава администрации Роберт Качарава является одним из немногих местных руководителей, не заявлявших об уходе со своего поста - он просто находится эти дни в Тбилиси.
Рамин Гогохия в тот же день собрал всех сотрудников администрации и сообщил им о своем назначении. На вопрос о том, кто же его назначил, он ответил, что ему "позвонили из центра (Тбилиси)". "Но я очень устал, так как не спал несколько ночей подряд, так что не разобрался, кто конкретно назначил. Да какая разница?" - заявил он.
Конституционные полномочия исполняющей обязанности президента Нино Бурджанадзе остаются пока весьма неясными и вызывают много споров. Как результат, непонятно, каков порядок замещения увеличивающихся с каждым днем из-за продолжающихся отставок вакантных мест в органах местной власти по всей Грузии. Но особенные проблемы возникают в западных регионах страны с их традиционной склонностью к политической нестабильности.
В тот же день 25 ноября у здания краевой администрации в Зугдиди начали собираться местные представители Национального движения и партии "Бурджанадзе-Демократы". Дело в том, что накануне в опустевших чиновничьих кабинетах успели разместиться радикально настроенные сторонники Звиада Гамсахурдия, которые, кстати, тут же заменили висевший в кабинете губернатора большой портрет Шеварднадзе на портрет Гамсахурдия - первого президента независимой Грузии, смещенного со своего поста в 1992 году в результате кровопролитной революции и остающегося по сей день настоящей "иконой" для Самегрело.
Шеварднадзе, который теперь уже тоже бывший президент, в Западной Грузии считают ответственным за случившееся в 1992 году и не могут простить ему изгнания и жесткого подавления попыток Гамсахурдия поднять на западе страны мятеж.
Но вернемся в сегодняшний день. Еще более курьезно происходит "передача власти" в другом городе Самегрело - Сенаки. Около тридцати представителей Национального движения, устроив погром, первыми заняли здание городской управы. Подоспевшие представители "демократов" стали требовать освободить помещение, называя эти действия "неконституционными".
Тогда лидер местных "националов" Каха Адамия ударил подвернувшейся под руку настольной лампой лидера "демократов" Мераба Мирцхулава. Завязалась драка, победа в которой осталась за "националами".
"Самегрело начинает чувствовать боль от колючек революционных роз", - философски заметил один из участников ежевечерних традиционных посиделок горожан на бульваре Агмашенебели в центре Зугдиди, перед памятником Звиаду Гамсахурдия.
Регион Самегрело в последние десять лет оказался, возможно, в наиболее тяжелом положении, прежде всего потому, что именно здесь разместились до 70 процентов беженцев из Абхазии - по официальным данным, более 170 тысяч человек. Высокий уровень преступности стал в этом году предметом неоднократного обсуждения на заседаниях правительства страны, несколько раз речь даже заходила о проведении здесь специальной антикриминальной операции.
Именно присутствие здесь большого числа беженцев, возможно, сыграло свою роль в превращении региона в один из очагов оппозиции по отношению к тбилисской администрации и лично Шеварднадзе. Оппозиционные лидеры угадали здесь подходящий момент для того, чтобы заручиться поддержкой здешнего населения.
"Саакашвили с самого начала сделал точный расчет и акцентировал свое внимание на Самегрело, - сказал IWPR Бежан Нижарадзе, представляющий в регионе интересы сразу двух тбилисских неправительственных организаций - "Справедливые выборы" и "Кавказский дом". - Люди были рады слышать его обещания через суд выдать замороженные пенсии и пособия и посадить в тюрьму всех виновных в тяжелом положении края".
Большое внимание Саакашвили уделил местным независимым теле- и радиокомпаниям. Активная реклама в местном эфире "националов" менялась буквально ежедневно, при этом другим партиям доставалось минимальное место в эфире. Свой вклад внесла и жена Саакашвили Сандра, не раз побывавшая в различных городах Самегрело. Резкие выступления мужа она скрашивала своим мягким обаянием, привлекая симпатии также знанием грузинского и мегрельского языков. Даже попытки противостоять "националам" в конечном итоге сработали здесь на имидж. Например, после нелепого обстрела митинга сторонников Саакашвили 7 ноября он стал чуть ли не национальным героем.
Сегодня в Зугдиди свет дают на 3-4 часа в день, огромные проблемы с водой, нет газа. Местные жители говорят только об одном плюсе анархии во власти - на несколько дней резко снизилась стоимость дров на "черном" рынке, что немаловажно в начавшийся холодный период. Это произошло в связи с отсутствием на дорогах дорожной полиции, традиционно берущей с машин, везущих дрова, свою мзду. Но сейчас цены на дрова вернулись в прежние размеры - на большинство дорог уже вернулись гаишники.
Кстати о полиции. Новейший курьез произошел в Сенаки, где продолжает сохраняться "двоевластие". Самопровозглашенный глава администрации Каха Адамия назначил "своего" начальника полиции - Тею Дудучава, не взирая на то, что реальный начальник полиции продолжает оставаться на своем посту. Но возможный конфликт решился просто - к вечеру в полицейское управление пришел отец нового начальника и попросту увел ее домой.
Опубликовано 27 ноября 2003 года