17:29 / 29.11.2003Cаакашвили уже почти президент Грузии

Кем в действительности является лидер грузинской "революции" Саакашвили, который, скорее всего, станет следующим президентом страны? Он непреклонный борец против коррупции или радикальный популист? А может быть, и то, и другое?

Три лидера свершившейся в Грузии мирной революции продолжают выступать единым фронтом - 26 ноября они вместе сообщили стране о решении выдвинуть Михаила Саакашвили в качестве общего кандидата на пост президента в выборах, назначенных на 4 января. Теперь почти не остается сомнений в том, что следующим президентом Грузии станет Саакашвили. Снискавший огромную популярность благодаря роли, сыгранной им в "розовой революции", которая положила конец президентству Эдуарда Шеварднадзе, он сегодня многим представляется настоящим героем. Как он сам сообщил, администрация экс-президента уже позаботилась об его безопасности и предоставила в его распоряжение бронированный Мерседес. "Не очень удобная машина", - шутливо заметил он.

Сам Саакашвили по всей признакам не сомневается в победе на предстоящих 4 ноября выборах. Что касается его двух союзников, то и их перспективы более или менее ясны. Зураб Жвания имеет все шансы скоро встать во главе правительства, Нино Бурджанадзе в случае победы оппозиционного альянса в следующих парламентских выборах сохранит за собой пост спикера парламента.

На пресс-конференции в здании мэрии, где располагается городской совет, главой которого он в настоящее время является, Саакашвили быстро отвечал на вопросы журналистов, демонстрируя отличное знание английского, русского и французского языков. В костюме в полоску он смотрелся франтом. Нет, говорил он, никто не знал, во что могла вылиться мирная революция. В действительности Грузия чудом избежала гражданской войны, сказал он.

"Мы и вправду были на грани, - сказал он. - И единственное, почему не случилось войны - это отсутствие у властей достаточных мотивов для того, чтобы пойти против стольких людей". Однако, продолжил он, стороны избежали конфронтации не только благодаря "доброй воле" Шеварднадзе. Немалую роль сыграл и тот факт, что сторонники оппозиции блокировали военный и гражданский аэропорты Тбилиси, а также президентскую резиденцию. Своей задачей теперь Саакашвили считает избавление от "тяжелого наследия" эпохи Шеварднадзе. "Пора открыть новый лист в жизни страны", - сказал он.

Из трех оппозиционных лидеров, которые сегодня по праву победителей руководят страной, Михаила Саакашвили можно без преувеличения назвать наиболее харизматичной фигурой. Именно он являлся "хореографом" грандиозных выступлений - с красной розой и белым флагом, заимствованными, кажется, где-то из средних веков. Его "театральной площадкой" был центр Тбилиси, куда ежедневно на протяжении трех недель стекались десятки тысяч людей.

Отношение к Саакашвили его сторонников, особенно из молодого поколения, близко к обожанию. 20-летняя Тако Бежиташвили, студентка географического факультета государственного университета, считает Саакашвили достойным всяческой похвалы.
"Он - очень талантливый человек, - сказала она. - Он окончил Колумбийский университет и владеет семью языками. Я думаю, что Саакашвили будет хорошим президентом. Он очень умен".

В свою очередь Жвания, в прошлом председатель грузинского парламента, будучи признанным интеллектуалом, не является столь ярким, как Саакашвили, оратором и общественным деятелем. Бурджанадзе же имеет имидж сдержанного и мудрого дипломата.

Еще один аргумент в пользу Саакашвили - возраст. Он самый молодой из троих, но в свои 35 лет уже успел достичь многого: изучал право в Киеве, получил докторскую степень в Нью-Йорке и PhD в Вашингтоне, а после работал в юридической компании на Манхеттене. После возвращения в Грузию вместе с женой-голландкой в 1995 году Саакашвили начал блестящую политическую карьеру, кульминацией которой стало его назначение на пост министра юстиции в 2000 году. Однако не прошло и года, как он "громко" ушел в отставку, обвинив правительство и Шеварднадзе в неспособности противостоять всеобъемлющей коррупции.

Затем он полностью посвятил себя оппозиционной борьбе, провозгласив коррупцию главной проблемой Грузии. Он основал Национальное движение - партию, которая немедленно получила поддержку в народе, особенно на западе страны. По мнению многих аналитиков, Саакашвили является достаточно искусным политиком. Однако, говорят они, ему многого не хватает для того, чтобы встать во главе грузинского государства.

"Он очень талантлив и энергичен, но у него нет того опыта и знаний, которыми обладал Шеварднадзе", - считает представитель Грузинского фонда стратегических и международных исследований Арчил Гегешидзе. "Оптимистические прогнозы позволяет строить, однако, присутствие Бурджанадзе и Жвания, - сказал он. - Они берут на себя тяжелейшую ответственность, однако контроль над ситуацией будет в их руках, они будут иметь возможность направлять страну. Если бы Саакашвили был один, без них, я бы прогнозировал его неизбежный провал".

Шалва Пичхадзе, сотрудник аппарата Шеварднадзе и его близкий союзник, знает Саакашвили уже многие годы. "Несомненно, он - талантливый человек. Определенно и то, что он обладает необыкновенной харизмой, но только время покажет, сможет ли он управлять государством, - сказал Пичхадзе IWPR. - Он никогда подолгу не задерживался на одной должности и склонен противоречить себе. Одно дело, когда действуешь так из популистских соображений, и совсем другое, когда это является чертой твоего характера".

Во время предвыборной кампании Саакашвили обещал вдвое увеличить пенсии и зарплаты, а также отменить налогообложение малых предприятий. Эти заявления, по мнению ряда наблюдателей, свидетельствуют о том, что Саакашвили действительно имеет популистские наклонности и готов сказать что угодно, только бы заручиться поддержкой толпы. Его даже сравнивают с Звиадом Гамсахурдия - непредсказуемым президентом Грузии, недолгое правление которого в 1990-91 годах закончилось страшным кровопролитием.

"Саакашвили похож на Гамсахурдия в том, что может чувствовать толпу и манипулировать ею, - говорит один из критиков Саакашвили, эксперт по вопросам прозападной политики Гиоргий Арешидзе. - Но это также означает, что он привязан к толпе и может действовать только с ее помощью. Вот почему он так часто меняет свои решения". Арешидзе также признает, что Саакашвили - "сильная личность, наделенная качествами лидера". Однако, добавляет он, "я думаю, что этому человеку не всегда удается контролировать свои эмоции, и в такие моменты и мысль его оказывается в ступоре. Но собственно, я вообще невысокого мнения об его интеллектуальных способностях. Знание языков - не признак ума".

На встрече с журналистами 26 ноября потенциальный президент Грузии произнес теплые слова в адрес России, чем немало удивил многих присутствовавших. Ведь до сих пор Саакашвили всегда являлся ярым сторонником прозападного курса - стены его комнаты и сегодня увешаны снимками, на которых он запечатлен вместе с американскими политиками, в том числе с сенатором Эдвардом Кеннеди.
"Для нас главным, стратегическим приоритетом является установление нормальных отношений со всеми странами, в первую очередь с Россией, - сказал Саакашвили. - Шеварднадзе не имел ни плохих, ни хороших отношений с Россией, его отношения с этой страной были анормальными". Он добавил, что Грузии должна интегрироваться в европейские структуры "вместе с Россией".

Интерпретация этого заявления наверняка не будет однозначной. Одни посчитают это мудрым политическим решением, другие попытаются объяснить эти слова как результат некой сделки, заключенной лидерами оппозиции с российским министром иностранных дел Игорем Ивановым в ходе его недавнего визита в Грузию.
"Я при первой возможности оправлюсь в Москву, чтобы обсудить все вопросы. Не исключено, что это случится даже до выборов, - сказал он. - Крайне необходимо разрешить все спорные вопросы и восстановить теплые отношения с нашим великим северным соседом".

Президентство Саакашвили без сомнений обещает быть драматическим, непохожим ни на что, доселе виденное на Кавказе. Ведь "мастер политической хореографии" только-только начинает входить в роль.

Опубликовано 27 ноября 2003 года

Автор:Томас де Ваал, редактор IWPR по Кавказу