На этой неделе завершился судебный процесс по делу об убийстве председателя совета Общественного телевидения РА Тиграна Нагдаляна, а на будущей, вероятно, будет вынесен приговор исполнителям теракта 27 октября 1999 г. в парламенте Армении. Если отвлечься от политических обсуждений обоих судебных процессов и попытаться охарактеризовать их восприятие обществом, придется прибегнуть к одному-единственному слову: недоверие. При этом политика к этому вопросу не имеет никакого отношения - недоверие к правовой системе формировалось на протяжении многих десятилетий. Когда мы слышим о каком-нибудь преступлении, на ум сразу приходят четыре стереотипные версии возможного исхода следствия: 1) дело не будет раскрыто, 2) дело раскроется случайно - следователь и преступник волею обстоятельств окажутся в одном и том же месте, 3) дело раскроется в результате доноса одного из преступников, 4) дело якобы будет "раскрыто" путем фабрикования дела против невинного человека. Возможно, это и несправедливо, но в Армении вряд ли найдется человек, который поверит, что следственная группа (независимо от того, какому ведомству она подчиняется) всерьез занимается расследованием преступления - как это описывают в детективах или показывают в кино.
В этом смысле преступления, имеющие политическое звучание, как лакмусовая бумажка выявляют пороки нашей правовой системы. Если даже направленный против государств теракт "27 октября" был расследован на уровне "участкового", то совершенное месяц назад в доме по улице Тиграна Меца зверское убийство целой семьи вообще может расследоваться умственно неполноценными людьми. Если следователи и судьи особо не утруждали себя, чтобы доказать вину брата Вазгена Саркисяна, то для того, чтобы обвинить в совершении преступления беззащитного человека не потребуется даже суд. Общество не верит правоохранительным органам. Люди уверены, что все сотрудники полиции заняты лишь рэкетом и обеспечением бизнесменов "крышей". Точно так же им кажется, что суд не проводит судебное расследование, а просто зачитывает текст обвинительного заключения в качестве приговора.
В атмосфере всеобщего недоверия такое отношение особенно опасно. Если гражданин знает, что он беззащитен и не может доказать свою правоту при помощи закона, то не исключено, что он попытается сделать это незаконным путем. Ну а к чему может привести такая цепная реакция, известно всем.
Опубликовано 22 ноября 2003 года