18:40 / 24.11.2003Грузия после Шеварднадзе

В Грузии - "бархатная революция", "бескровное свержение коррумпированного режима Эдуарда Шеварднадзе". Так говорят одни - в основном противники грузинского президента. В Грузии - "государственный переворот", "насильственный захват власти". Так говорят другие - немногочисленные, но решительные сторонники бывшего главы государства. Министр иностранных дел России Игорь Иванов весь вчерашний день курсировал между захваченным оппозицией зданием парламента и резиденцией Крцаниси на окраине города, где укрылся Шеварднадзе. Иванов пытался сыграть роль посредника. Одну из задач он решил - не допустить кровопролития. Вторая - найти взаимоприемлемый компромисс - не решена. Теперь главные вопросы - кто возглавит Грузию в переходный период, кто - после выборов, и удастся ли новому президенту не допустить распада страны.

Как удалось выяснить "Известиям", глава российского МИД предлагал Шеварднадзе отменить результаты парламентских выборов 2 ноября, а оппозиции - отозвать своих сторонников из захваченных зданий в центре Тбилиси и снять требование о немедленной отставке президента. Был ли у Эдуарда Шеварднадзе шанс удержать власть? Смотря что понимать под властью. Ту власть, которой он располагал до выборов 2 ноября, - почти наверняка нет, не удержит. До выборов казалось, что в распоряжении главы государства остаются еще полтора года - до апреля 2005-го, когда по истечении президентского мандата он должен был уйти в отставку. Если бы парламентские выборы прошли гладко, у Шеварднадзе была бы надежда провести эти полтора года относительно спокойно и не спеша готовить себе преемника. Теперь такой надежды практически не осталось. Если даже президент формально сохранит свой пост, это будет уже другой Шеварднадзе - ослабленный, потерпевший поражение, не сумевший сохранить стабильность в стране, зависящий от своих противников и от внешних сил. Возможен ли силовой вариант, кровопролитие? К сожалению, да - причем в любой момент и в любом месте. Кровь может пролиться как в Тбилиси, так и в провинции, где лидер "бархатной революции" Михаил Саакашвили призвал своих людей захватывать местные органы власти. Самое опасное - то, что у каждой более-менее крупной грузинской партии имеются свои боевые отряды. Самые многочисленные они у возглавляемого Саакашвили Единого национального движения.

Каков наилучший сценарий для России? России невыгодна дестабилизация Грузии, которая "создаст дополнительные проблемы для всего региона". Об этом неоднократно говорили наши официальные лица, и есть все основания полагать: в данном случае они были искренни. Наилучшим сценарием был бы компромисс между Шеварднадзе и его противниками. Например, отмена результатов выборов, назначение новых - под строгим международным контролем. Скорее всего, правда, опьяненная
успехом оппозиция этим не удовлетворится и будет требовать досрочных президентских выборов - месяца через два-три-четыре, одновременно с парламентскими. Каков наихудший сценарий для России? Переход всей власти в стране к радикальной оппозиции - Михаилу Саакашвили, Зурабу Жвании, Нино Бурджанадзе. С этими людьми Москва едва ли сумеет выстроить нормальные, прагматичные отношения. Саакашвили (а именно он стал сегодня реальным лидером антипрезидентского блока) - радикальный националист. Для национальных меньшинств, живущих в Грузии, он - неприемлемая фигура. Если Саакашвили станет следующим президентом, новая волна этнических конфликтов в республике неизбежна.
А это именно то, что меньше всего нужно России. Возможен ли распад Грузии? В случае прихода к власти Саакашвили и его сторонников - да. Лидер Аджарии Аслан Абашидзе и вождь грузинской "бархатной революции" - антагонисты. Абашидзе уже заявил о своем намерении закрыть границы республики, "если в Тбилиси сменится власть". Это - первый шаг к отделению. Смирится ли горячий, амбициозный, неуемный Саакашвили с тем, что его правление начнется с потери Грузией еще одной территории? Едва ли смирится. При этом любая попытка вернуть Аджарию под власть Тбилиси приведет к вооруженным столкновениям со сторонниками Абашидзе. Но главное - в Батуми расположена российская военная база. Так что Абашидзе может чувствовать себя в относительной безопасности - исход противостояния с Россией сторонников Саакашвили (да хотя бы и всей грузинской армии) предрешен. Где, помимо Аджарии, могут вспыхнуть конфликты? Еще одна потенциальная "горячая точка" - Джавахетия, где компактно живут армяне. Их отношения с центральными властями - весьма напряженные, но Шеварднадзе удавалось находить с ними общий язык и заглушать сепаратистские настроения. Если к власти в Грузии придет оппозиция, ситуация может измениться. Националистические лозунги грузинских радикалов пугают армян. В ходе избирательной кампании и сразу после выборов Саакашвили допустил несколько выпадов в адрес национальных меньшинств. Например, обвинил армян и азербайджанцев в том, что "только они поддерживают коррумпированного президента, от которого стонет народ Грузии". В Джавахетии (в Ахалкалаки) расположена российская военная база. И служат там главным образом местные жители - почти поголовно армяне. Маловероятно, что в случае столкновений с прибывшими из Тбилиси отрядами националистов эти люди останутся в стороне. Но, поскольку на них российская военная форма, это будет означать вовлечение в
конфликт Москвы.

Могут ли грузинские события поссорить Россию и США? Теоретически такой вариант исключать нельзя. В грузинском кризисе Москва и Вашингтон - по разные стороны баррикад. Американцы открыто поддерживают и финансируют оппозицию, а такой союзник России, как, например, Аслан Абашидзе, для США - неприемлемая фигура. Если Москва будет делать ставку на него и на представителей национальных меньшинств, трения с Вашингтоном вполне возможны.

Серьезная ссора - маловероятна даже в этом случае. К счастью для Кремля, администрация Джорджа Буша сейчас слишком глубоко увязла в Ираке и у нее едва ли возникнет желание с головой погружаться в еще один кризис. А к тому же - ставить под удар отношения с Россией, которая может еще пригодиться Америке в других регионах. Регионах, действительно представляющих для США "жизненно важный интерес", - в отличие от "Южного Кавказа". По-нашему - Закавказья.

Как поведут себя Абхазия и Южная Осетия? Пока власти этих двух мятежных грузинских провинций воздерживаются от каких-либо конкретных заявлений. В то же время очевидно: воцарение в Тбилиси радикальной националистической оппозиции отодвигает урегулирование обоих кризисов на неопределенный срок. Увидев в Грузии президента-Саакашвили, власти обоих "непризнанных государств" скорее всего вновь поднимут вопрос о включении в состав России. А Москва скорее всего вновь ответит отказом, не желая создавать опасный прецедент: после распада СССР границы между бывшими союзными республиками еще ни разу не менялись. Иной реакции Кремля можно ожидать лишь в том случае, если Грузия фактически перестанет существовать как единое государство или если власти в Тбилиси будут открыто проводить антироссийскую политику.

Насколько антироссийски настроена грузинская оппозиция? Аплодисменты, которыми участники оппозиционного митинга в Тбилиси встретили Игоря Иванова, никого не должны вводить в заблуждение. Равно как и доброжелательные заявления в адрес Москвы, которые звучат в последние сутки из уст оппозиционных лидеров. В другой обстановке эти же люди говорят совсем другие вещи. Михаил Саакашвили заявляет с телеэкрана, что "пол-России ходит в лаптях", и злорадствует по поводу "лежащих на дне многих морей российских подводных лодок". А Георгий Барамидзе, один из лидеров блока "Бурджанадзе-Демократы", требовал от грузинских властей признать независимость Чечни. Можно ли считать лидеров грузинской оппозиции "прозападными демократами", как их часто называет зарубежная пресса? "Прозападные" - безусловно. Но вот насчет "демократов" есть серьезные сомнения. Тот же Саакашвили как-то сказал: "Мне приятно, что я родился 21 декабря, в день рождения Сталина". Да и "борцом с диктаторским режимом Шеварднадзе" Саакашвили был не всегда. В начале своей политической карьеры он был безоговорочно предан "батоно президенту" и даже, как утверждают, назвал в его честь своего сына. Правда, теперь Саакашвили уверяет, что сына на самом деле зовут не "Эдуард", а "Эдвард" и что нарекли его в честь дедушки - отца Сандры, голландской жены "главного грузинского оппозиционера".

Мог ли Шеварднадзе рассчитывать на силовые структуры? По всей видимости, нет. "Известия" располагают данными, что на выборах 2 ноября армия в большинстве своем голосовала за оппозиционный блок лейбористов, а МВД и внутренние войска - за партию Саакашвили. Субботние события подтвердили: военные и полицейские если не сочувствуют демонстрантам, то уж во всяком случае не рвутся применять против них силу. Правда, в окружении Шеварднадзе нас заверили: "В распоряжении президента вокруг резиденции Крцаниси находятся верные ему войска, а министры обороны и внутренних дел подтвердили главе государства свою поддержку".
Насколько едина грузинская оппозиция? Отсутствие единства - "ахиллесова пята" противников Шеварднадзе. Жвания и Бурджанадзе на дух не переносят Саакашвили. Он отвечает им взаимностью. Только ненависть к "общему врагу" заставила их на время забыть обиды и объединиться. Но этот альянс не может быть долговечным. Как только Шеварднадзе окончательно сойдет со сцены, новые хозяева Тбилиси примутся делить ключевые посты и конфликт между ними неизбежен. Причем с позиции силы будет выступать Саакашвили, заметно укрепивший свои позиции после выборов. Жвания же и Бурджанадзе, ставшие главными мишенями развязанной властями "информационной войны", вышли из избирательной кампании заметно ослабленными. К тому же именно люди Саакашвили, а не сторонники "умеренной оппозиции" стали движущей силой "бархатной революции". Насколько правомерны параллели между грузинскими событиями и свержением Слободана Милошевича в Югославии? В отличие от Милошевича Шеварднадзе все-таки не диктатор, что бы ни говорили в митинговом запале его противники. К тому же между сербской и грузинской оппозицией есть принципиальное различие. Сербские политики, свергнувшие Милошевича, были демократами без всяких кавычек, грузинские же противники Шеварднадзе - в первую очередь националисты.

Для России эта разница особенно очевидна. Ни одна политическая сила в Сербии не может себе позволить (в силу исторических и многих других причин) взять на вооружение антирусские лозунги. А Грузии - все наоборот. Местные оппозиционеры к месту и не к месту вспоминают "руку Москвы", охотно разыгрывают антирусскую карту, умело играя на национальных комплексах, фобиях, предрассудках избирателей. Какую позицию в грузинском кризисе занимают соседние страны?
Президент Азербайджана Ильхам Алиев уже успел позвонить Шеварднадзе и выразить свою поддержку. Азербайджанская диаспора в Грузии почти поголовно проголосовала за "партию власти". Боевики из движения Саакашвили уже успели дать им "достойный ответ", избив главу местной администрации населенного азербайджанцами города Болниси. В "армянских областях" Грузии до столкновений пока не доходило, но напряжение велико. Что касается Еревана, то там опасаются любых резких изменений в политике соседнего государства. Если вслед за Азербайджаном к блокаде Армении присоединится и Грузия, отрезанную от "большой земли" и от российского союзника
республику ждет экономический коллапс. С Шеварднадзе Кочаряну удавалось найти общий язык, и грузы для Армении исправно шли через грузинскую территорию.
Сохранится ли такое положение при Саакашвили - большой вопрос. Особенно если в Джавахетии вспыхнет этнический конфликт.

Российские базы в Закавказье

В Грузии дислоцируются 12-я военная база (Батуми, Аджария), 62-я военная база (Ахалкалаки) и миротворческий контингент в Абхазии. Штаб группы российских войск в Закавказье расположен в Тбилиси. Сейчас в Грузии находятся три тысячи российских военнослужащих и около 400 единиц бронетехники. Около 65 процентов военнослужащих на военной базе в Батуми - местные жители. Большой плюс российской базы, расположенной в Батуми, - выход к морю. В Армении дислоцируется 102-я российская военная база, численность которой составляет около пяти тысяч человек. На ее вооружении 74 танка, 17 БМП, 148 БТР, 84 артиллерийские системы, а также эскадрилья МиГ-23 и МиГ-29 и зенитно-ракетные комплексы С-300В. Российские военные будут находиться на территории республики в течение ближайших 25 лет.

Опубликовано 24 ноября 2003 года.

Автор: