18:34 / 24.11.2003Армия осталась в казармах

Вчера в Тбилиси было тепло - 14-15 градусов, в отличие от всех последних митинговых дней с их проливным дождем и порывистым ветром. Появившееся солнце, казалось, приветствует "бархатную революцию" и те десятки тысяч горожан, что стекались на два митинга - у зданий Госканцелярии и парламента. Однако эта светлая, праздничная погода явно не соответствовала политической ситуации в Грузии. Буквально по всему городу носились машины с пятью-шестью молодыми людьми в салоне и еще двумя-тремя на крыше. "Сакартвело! Сакартвело!" ("Грузия!") - скандировала толпа на проспекте Руставели, выкрикивая также имена лидеров оппозиции и держа флаги с пятью красными крестами на белом фоне - сторонников Михаила Саакашвили и желто-синие - сторонников Нино Бурджанадзе и Зураба Жвании.

Полиции в центре Тбилиси нет. Бензоколонки и магазины или не работают, или закрываются намного раньше обычного. Закрыты пункты обмена валюты - их хозяева боятся нападения. Ограблен продовольственный магазин "Никора".

Серьезных инцидентов нет, хотя при захвате парламента были избиты несколько депутатов из аджарской фракции. 12-этажное здание Госканцелярии окружено подразделениями полиции и внутренних войск. Наверху, буквально закрывая собой три верхних этажа, развевается огромное, длиной в десятки метров, полотнище с красными крестами. Люди от оппозиции вместе с представителями правоохранительных органов дежурят на каждом этаже, в том числе на 11-м, где находится (за
бронированной дверью, которую вскрыть не удалось) кабинет Эдуарда Шеварднадзе.

Разговоры на митингах идут лишь об одном - Шеварднадзе, вернувшийся в Грузию в 1992 году, так и не сумел наладить здесь нормальную жизнь, не решил ни одной проблемы, оставил страну без света, без газа, без тепла, окружил себя коррумпированными чиновниками и хвастается нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан.
За это ему, мол, и мстят сейчас. Сам Шеварднадзе заявил по национальному телевидению, что готов к диалогу и что не будет отдавать распоряжение о выводе армии на улицы. Однако поставил условие - освободить здания парламента и Госканцелярии. В самом городе бронетехники действительно нет, она вся находится на базе. И еще президент сказал: "Уже зафиксированы первые факты мародерства, угонов автомашин. Скоро начнут похищать людей, если этот хаос продолжится. Надо что-то срочно предпринимать". Чуть раньше на митинге выступил Саакашвили. Он призвал Шеварднадзе уйти в отставку, а своих сторонников - занять здания государственного телевидения и МВД. Ходят упорные слухи о серьезном расколе сразу в двух лагерях - у лейбористов, и между Бурджанадзе и Саакашвили. Лидер блока "Национальное движение" постоянно ходит в бронежилете и, кроме того, увеличил число своих охранников. Журналисты случайно услышали, как Саакашвили, когда он шел на встречу с Игорем Ивановым и общался с кем-то по мобильному телефону, сказал следующее: "Я ничего не боюсь... Или пусть он уходит в отставку, или назначает повторные выборы". Речь шла, судя по всему, о Шеварднадзе. Кстати, вчера сторонники бывшего президента Грузии Звиада Гамсахурдиа попытались захватить власть в Зугдиди. Они ворвались в здание городской администрации, но натолкнулись на отпор полиции и отошли. Руководил этой акцией министр финансов в правительстве Гамсахурдиа Гурам Абсадзе. Кроме того, выяснилось, что передачи первого телеканала были вчера отключены не по распоряжению Шеварднадзе, а при посредничестве и активном участии вице-премьера, члена оппозиционного "Единого национального движения" Георгия Арбелашвили.

Подтвердилась также информация, что специальный отряд грузинского МВД имени Гии Гулуа отказался подчиняться главе МВД республики. Около 50 бойцов элитного отряда присоединились к митингующим, заявив: "Мы решили встать на сторону народачи подчиняться Нино Бурджанадзе как президенту".

"Грузия может потерять Аджарию"

Грузинские страсти докатились и до российской столицы. Вчера в Москве, у здания посольства Грузии, состоялся митинг "в поддержку конституционного строя в Грузии". Митинг был организован представительством Аджарии в Москве. Руководитель представительства Бадри Меладзе сказал "Известиям", что руководство Аджарии выступает против неконституционной смены власти в Грузии. - Если такое произойдет, руководство Аджарии не будет сотрудничать с людьми, которые придут во власть, - сказал Бадри Меладзе. - Мы не будем сотрудничать с незаконной властью. Грузия может потерять Аджарию, как она потеряла Абхазию и Южную Осетию, если оппозиция как можно скорее не прекратит беспорядки в Грузии.

Опубликовано 24 ноября 2003 года.

Автор: