18:22 / 24.11.2003Недосягаемые вершины

Одна из лент, названная "С надеждой на мир", представляет собой попытку ответа на вопрос, почему грузины-беженцы из Гальского района Абхазии вновь с разрешения абхазских властей возвращаются на свою родину, хотя за это многие в Грузии считают их чуть ли не предателями. Второй фильм - "Квемо Картли" - повествует о проблемах одного из регионов Грузии, где проживают нацменьшинства, в том числе азербайджанцы.

По сути, обе картины - о поломанных на рубеже двух веков человеческих судьбах, о людях, пытающихся заново склеить осколки разбитого счастья, добиться благополучия, проторить, на свой страх и риск, дорогу из мрака отчаяния к свету, рассчитывая только на Божье провидение и свои силы. И спасибо журналистам, что они, как смогли, попытались с помощью кино донести проблемы этих людей до общества, государства. И тем более неожиданной оказалась развернувшаяся после общественного просмотра острая дискуссия, в ходе которой, к примеру, кинорежиссер Октай Мир-Касимов, сделав несколько справедливых замечаний, упрекнул грузинских журналистов чуть ли не в отсутствии патриотизма.

А между тем, надо было иметь огромное мужество и любовь к людям, проявить действенное сочувствие к их проблемам, чтобы отправиться следом за беженцами в Гальский район Абхазии и на месте, с помощью кинокамеры, проследить как они, преодолевая страх, сомнения, заново обживают разрушенные очаги на территории сепаратистской Абхазии, встретиться с самими абхазами, что не поощряется.
"Квемо Картли" рассказывает о социальных проблемах людей, которые им приходится решать изо дня в день, не имея поддержки государства. На это, а также на бездействие властей, отчуждение регионов от центра сетуют представители всех проживающих в Квемо Картли национальностей - греки, грузины, армяне, азербайджанцы.

В ходе дискуссии грузинские друзья отметили, что задача журналиста - информировать общество об имеющихся проблемах для того, чтобы они решались.
- Мы не судьи и не преследовали цель показать, кто прав, кто виноват. Достойный человек уважает достоинство другого человека, и в фильмах идет речь о чести и достоинстве, которые в наше жестокое время умеют проявлять наши герои. Фильм "С надеждой на мир" - это первый опыт совместной работы с абхазскими коллегами, без которых у нас ничего не получилось бы, - сказал Георгий Цинаридзе.

Корреспондент "БР" попросил одного из авторов фильмов, Мамуку Купарадзе, вспомнить, что было самым трудным во время съемок фильма.

- Признание того настоящего, что я там увидел, того, что шло вразрез с тем, что думают в самой Грузии и чего я ожидал, - сказал гость.- Оказалось, что те, кого мы в Грузии считаем партизанами, якобы борющимися с местной абхазской властью, - обыкновенные разбойники, грабящие простых людей, своих же грузин-беженцев, вернувшихся на родину. Я считаю, что общественно важные проблемы надо обсуждать публично, для того и создан фильм "С надеждой на мир".

- Эти фильмы в самой Грузии демонстрировались?
- Дважды по центральному каналу, но в дневное время. Коммерческие ТВ, боясь навлечь гнев, отказались показывать, зато сами беженцы прокручивают видеокассеты по несколько раз, проводят дискуссии по фильмам. Обидно, что самые большие претензии к нам предъявляют те, у кого есть и крыша над головой, и хорошая зарплата. А для беженцев, которые живут с надеждой на мир (а иначе они не вернулись бы в Абхазию), наши фильмы - моральная поддержка.

- Вы планируете снять фильм об азербайджанских беженцах. Не боитесь, что это тяжелая задача?
- Да, действительно, будет трудно. Я признаю, что, снимая фильм о грузинских беженцах, немного перегнул палку: был более критичен не к абхазским властям, а к своим, грузинским. Эта тенденция присутствует. Но в карабахском конфликте, хотя я не хочу углубляться в политику, мне легче быть объективным, потому что в этом случае буду беспристрастен. Хочется объективно показать человеческие судьбы двух сторон конфликта.

Опубликовано 24 ноября 2003 года.

Автор: