10:41 / 21.11.2003"Опасный, но необходимый закон" - Аршак Садоян

Так охарактеризовал законопроект "Об оперативно-разведывательной деятельности" депутат Аршак Садоян. Указав на необходимость регулирования этой сферы, он в то же время отметил, что проект узаконивает произвол силовых структур.

Даже представлявший документ министр юстиции РА Давид Арутюнян, когда его спросили, имел ли он когда-нибудь подозрения, что в отношении него осуществляются оперативно-разведывательные действия - внешняя или внутренняя слежка, прочтение писем, прослушивание телефонных разговоров, не смог категорически отрицать такую возможность. Вспомним, что совсем недавно стало известно о прослушивании и записывании телефонных разговоров граждан Армении монополистом в сфере телекоммуникаций компанией "АрменТел". Эта организация не принадлежит к числу тех, которые по закону имеют право осуществлять оперативно-разведывательную деятельность. Такие полномочия предоставлены органам национальной безопасности и полиции. Теперь же, согласно законопроекту, к ним присоединятся налоговые, таможенные и уголовно-исполнительские учреждения.

Во время вчерашнего обсуждения представитель оппозиционного блока "Справедливость" Арам Г. Саркисян обратил внимание на статью законопроекта, в которой говорится, что оперативно-разведывательные мероприятия осуществляются с целью получения сведений о действиях, угрожающих общественной, национальной, экономической безопасности Республики Армения.

"Кто должен определять необходимые критерии?", - поинтересовался депутат. По его словам, можно осуществить любые действия, а потом заявить, что существовала угроза общественной безопасности.

Законопроект предусматривает ряд ограничений. Скажем, запрещается "тайно участвовать в деятельности государственных структур и органов местного самоуправления, партий или других организаций с целью оказания влияния на характер их деятельности". Отвечая на вопрос корреспондента "Аравота", означает ли это, что после принятия закона Служба нацбезопасности отзовет из партий своих агентов, поскольку их работа будет уже носить незаконный характер, министр юстиции сказал: "Я не уверен, что сегодня есть агенты, цель деятельности которых воздействовать на политику партии или других органов. Думаю, такой проблемы не будет".

В ст.11 законопроекта говорится: "Органы, осуществляющие оперативно-разведывательную деятельность, не имеют права привлекать к организации и осуществлению оперативно-разведывательной деятельности депутатов, министров, судей, прокуроров, сотрудников Службы нацбезопасности, Полиции, Вооруженных сил". По предложению депутата Виктора Даллакяна, этот список пополнился членами Конституционного суда. Однако включить в него представителей церкви министр юстиции категорически отказался. "Так значит католикоса можно будет привлечь к разведывательной деятельности?", - поинтересовался один из депутатов. Д. Арутюнян подтвердил теоретическое наличие такой возможности, указав в качестве единственного условия на то, что сотрудничество должно быть добровольным. В то же время, отметил министр, нет ограничений для использования в качестве агентов президента и премьер-министра страны.

Законопроект вызвал споры в особенности из-за ряда положений, которые Виктор Даллакян квалифицировал как антиконституционные. Согласно ст.20 Конституции РА, "любое лицо имеет право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграммных и других сообщений, которое может быть ограничено только решением суда". Между тем в п.8 ст.13 законопроекта отмечается, что внутренняя (квартирная) слежка и получение данных средств связи может осуществляться "без решения суда, если один из подвергающихся слежке граждан, владельцев квартиры, здания, сооружения и транспортного средства или пользователей технических путей и средств связи" заранее дал свое согласие.

Согласно законопроекту, лица, в распоряжении которых поступает информация об осуществлении в отношении них разведывательных мероприятий, "имеют право потребовать от органов, осуществляющих оперативно-разведывательную деятельность, соответствующие материалы по полученным сведениям". Так что сразу после принятия закона граждане, имеющие обоснованные подозрения в прослушивании своих телефонов, могут потребовать разъяснений от директора Службы нацбезопасности Карлоса Петросяна. А пока сохраняйте выдержку - возможно, за вами следят.

Опубиковано 19 ноября 2003 года

Автор:Анна Исраелян