Основанный американским миллиардером армянского происхождения Керком Керкоряном благотворительный фонд завершает реализацию крупнейшего проекта помощи Армении стоимостью в 160 миллионов долларов.
С 2001 года на средства из фонда Lincy проводятся широкомасштабные работы по реконструкции автомагистралей, жилищному строительству в зоне Спитакского землетрясения (произошло в 1988 году), ремонту центральных улиц Еревана и объектов культуры.
Для бедной экономики Армении эта сумма весьма ощутима - она составляет 30 процентов от госбюджета. Эксперты в правительстве отмечают, что если бы не помощь фонда Linсy, подобного рода программы за счет госбюджета Армении были бы реализованы как минимум в течение 30 лет.
Тем не менее, схема реализации средств Linсy в Армении воспринимается неоднозначно. Предметом постоянных дискуссий является и вопрос о том, следует ли принимать помощь армянских экспатриантов в таких объемах.
Руководитель дорожно-строительных программ Linсy Эдвард Безоян сказал IWPR, что в последние годы приток капитала как со стороны Linсy, так и диаспоры в целом имеет огромное значение для экономики государства. "В частности, наблюдается значительный прогресс в строительном секторе экономики, развивается инфраструктура, связанная с этой сферой", - говорит Безоян. По его словам, "хорошие дороги обеспечивают стабильную базу для общего развития экономики".
Губернатор Ширакской области Ромик Манукян считает, что строительство - одна из главнейших программ для Армении. В частности, сказал он, в зоне землетрясения было построено долгожданное высококачественное жилье для бездомных семей.
"Программа Linсy способствует не только процессу жилищного строительства, но и развитию экономики и улучшению ситуации в социальной сфере. Ремонт дорог психологически изменил ситуацию в Гюмри", - говорит Манукян.
Иного мнения о приоритетности произведенных в рамках последней программы работы придерживается профессор экономики, депутат армянского парламента от оппозиции Татул Манасерян.
"Конечно, для такой бедной страны, как Армения, значима любая безвозмездная помощь, но именно тот факт, что наша страна бедна, делает более важным эффективность расходования этих средств", - говорит он.
Он считает, что дороги и улицы, несомненно, важны, однако их восстановление лишено долговременной экономической перспективы. Его заботит то, что из средств, предоставленных Linсy правительству РА, ничего не было выделено на развитие промышленности.
Более того, профессор возмущен тем фактом, что "будучи необоснованными экономически, эти программы еще и реализуются некачественно". Он утверждает, что некоторые работы в контексте финансируемых Lincy программ были осуществлены с серьезными нарушениями. Такого мнения придерживаются и некоторые другие оппозиционные кандидаты.
А Манасерян приводит такой пример. "Автотрасса Ереван-Аштарак была в относительно хорошем состоянии, и ее покрыли тонким слоем асфальта. А я впоследствии был свидетелем того, как именно на этом отрезке был заявлен большой объем работ. Это значит одно - были присвоены немалые суммы ".
Безоян подобные утверждения находит несостоятельными. Качество произведенных работ в целом было высоким, говорит он, а если и были какие-то недостатки, контракторы обязались исправлять их за свой счет.
Тяжелый экономический кризис, последовавший после провозглашения страной независимости в 1991 году, уже позади, и в последнее время очевидными в армянской экономике стали тенденции роста, хотя и незначительного. Как бы то ни было, по показателям экономического роста - около 10 процентов в год - Армения обошла многие из государств, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза.
Сегодня, когда программы Linсy почти завершены, многих беспокоит тот финансовый вакуум, в котором может оказаться экономика Армении всего через несколько месяцев.
Гагик Атабекян, сотрудник неправительственного центра экономических исследований, считает, что отсутствие оборота суммы, сравнимой с бюджетом Армении, даст о себе знать уже следующей весной. "В программах Linсy было занято работой 20 тысяч человек, которые получили зарплату на общую сумму около 25 миллионов долларов.
Очень трудно предугадать, что произойдет с и без того хрупкой экономикой Армении, если эти программы не будут продолжены или заменены аналогичными", - предупреждает он.
В настоящее время фонд решает, следует ли продолжать благотворительные программы в Армении, и если да, то в каких формах. Какой будет дальнейшая судьба этих программ, не знает и президент Роберт Кочарян.
"Все это время мы пытались доказать, что являемся надежными партнерами и в состоянии реализовывать крупные программы, причем качественно и в срок", - сказал глава государства во время посещения строительных объектов Lincy.
Перспектива прекращения помощи со стороны благотворительного Фонда президента не пугает. По его мнению, высокий экономический рост, наблюдающийся в последние годы, даст возможность, пусть и не в таких объемах, выделять средства из госбюджета для строительства.
"Это абсурд, - сказал IWPR Гагик Атабекян, комментируя подобные заявления президента, - экономический рост последних лет в основном обусловлен как раз ростом и увеличением объемов капитального строительства, что произошло благодаря программам Linсy. С прекращением этих программ ВВП страны резко снизится и, как следствие, финансирование капстроительства станет невозможным".
Он затруднился однозначно оценить эффективность помощи, оказываемой диаспорой. По его словам, в начале 90-х годов прошлого века, когда страна находилась в энергетическом кризисе и состоянии войны, эта помощь была полезна в любом виде: продовольствие, одежда или денежные средства. "Однако впоследствии надо было думать не о простой благотворительности, а об инвестировании капиталов диаспоры в экономику страны", - говорит Атабекян.
Между тем, по его словам, несмотря на многочисленные заверения руководства страны так и не сформировалось соответствующее законодательное и, в частности, налоговое поле, в результате чего "многие инвесторы из диаспоры из-за бюрократических проволочек отказались от своих намерений".
Депутат Татул Манасерян считает, что, соглашаясь с необходимостью налаживания хороших отношений с диаспорой, нужно осознавать, что коренное оздоровление экономики страны произойдет только тогда, когда начнут нормально действовать законы, когда будет сформировано привлекательное и стабильное инвестиционное поле и возникнет доверие, особенно в среде средних и мелких инвесторов. "Тогда наша экономика больше не будет зависеть хоть и от большого, но единственного источника, а армяне диаспоры будут давать Армении деньги не только из благотворительности, но и с коммерческими целями.
Именно в этом случае мы сразу же почувствуем эффективность помощи диаспоры", - уверен Манасерян.
Опубликовано в ноябре 2003 года