В Грузии встревожены возможностью использования Грузии в качестве транзитного центра для поставок наркотиков из Афганистана.
Грузинские аналитики опасаются, что задействование нового транспортного коридора, призванного облегчить сообщение между Европой и Азией, создаст широкие возможности для наркотранзита.
Маршрут, создаваемый в течение десяти лет в рамках финансируемой Евросоюзом программы TRACEКA (от Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia - транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия) только-только начинает функционировать. Программа предусматривает строительство и восстановление железнодорожных, автомобильных и морских коммуникаций, связывающих европейское побережье Северного моря и китайские порты в Тихом океане, а также упрощение бюрократических процедур, в том числе и таможенных на этом пути. По некоторым данным, 13 стран-участниц затратили на инфраструктуру ТРАСЕКА в целом более 700 миллионов евро с 1993 года.
Ожидается, что благодаря этой программе Кавказ и Центральная Азия перейдут на новый уровень развития, превратятся в важные транспортные центры, т.е. вернут себе функцию, утерянную еще в средние века, когда торговцы по суше перевозили товары из Китая в Европу и обратно. Потому и называют новый транспортный "Великим Шелковым путем".
В начале сентября нынешнего года немецкая транспортная компания "Даймлер-Крайслер" отправила десять грузовых автомобилей и пять джипов марки "Мерседес-Бенц"с 200-стами тоннами гуманитарной помощи по этому пути в Афганистан. Спустя месяц караван достиг места назначения, пройдя расстояние в 6 000 километров.
Автоколонна прибыла в Тбилиси в 16 сентября, что вызвало большой ажиотаж в официальных кругах страны. Лично засвидетельствовать значимость акции к разместившимся в центре Тбилиси машинам прибыл президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. В связи с этим событием грузинские чиновники в свою очередь высказали мнение, что фактически на практике впервые опробована десятилетняя программа Евросоюза ТРАСЕКА.
"Уверен, что за этой акцией последует рост грузооборота на кавказском и евразийском пространстве и общий экономический рост", - заявил министр транспорта и коммуникаций Грузии Мераб Адеишвили. "ТРАСЕКА имеет и для Грузии, и в целом для Кавказа, а также Центральной Азии особое политическое и экономическое значение, - сказал IWPR президент грузинского Фонда стратегических и международных исследований Александр Рондели. - Взять хотя бы то обстоятельство, что для государства, стоящего на пути укрепления независимости, пребывание на международной транспортной магистрали будет дополнительным гарантом стабильности".
В то же время, грузинские официальные структуры признают, что введение в эксплуатацию нового торгового пути может иметь и неприятные побочные эффекты. Так, они не исключают возможности использования магистрали для транспортировки в Европу наркотиков. "Если рассматривать этот маршрут с точки зрения транзита наркотических веществ, оказывается, что он прекрасно для этого подходит", - сказал IWPR руководитель службы по связям с общественностью министерства государственной безопасности Грузии Ника Лалиашвили. По его мнению, основная угроза, которую содержит этот коридор - наркотики, а не другие контрабандные грузы. "Конечно, незаконный бизнес оружия и его транзит - это угроза, но основной реальный риск - наркотранзит. Без региональной координации остановить эту угрозу невозможно", - сказал Лалиашвили. Он сообщил, что эта потенциальная угроза уже обсуждалась министром госбезопасности Грузии Валерием Хабурдзания во время встреч с азербайджанским и иранским коллегами. "На этих встречах отмечалось, что главное - пресечь наркотранзит в самом начале. Лучше сейчас потратить в месте риска пять долларов, чем потом в Европе тратить тысячи на борьбу с грузом, прибывшим в место назначения".
Опасения высказывает и департамент разведки Грузии. "Сам по себе любой транспортный коридор содержит подобную потенциальную угрозу, не исключение и ТРАСЕКА", - говорится в комментарии департамента разведки. Представитель Совета национальной безопасности Грузии Заза Сухишвили, правда, призывает не драматизировать ситуацию. "Наркоторговля существовала до сих пор, вряд ли новый маршрут серьезно повлияет на масштабы явления", - сказал он IWPR.
Однако независимые специалисты, не сомневаются, что наркобароны скоро осознают преимущества ТРАСЕКА, как наикратчайшего и менее бюрократичного пути. "Борьба должна вестись в основном на границе с использованием современных технических возможностей, но у Грузии их нет. Погрязшее в болоте коррупции и экономически обессиленное грузинское государство не может бороться с этим транснациональным преступлением. Тем более, когда об этой угрозе открыто никто не говорит", - заметил в беседе с IWPR Александр Рондели.
Опубликовано в октябре 2003 года