К сожалению, приходится констатировать, что Абхазия сегодня - это замкнутая хозяйственная единица со слабо развитыми внешнеэкономическими связями, и авторитарно-административной системой управления, во всех сферах которой велико влияние центральной власти.
Так, доля государственного сектора в народном хозяйстве превышает 90%. А почти все ключевые сферы управляются госкомпаниями. По приблизительным подсчетам, объем валового внутреннего продукта в 2002 г. составил порядка 55-60 млн. долларов.
Это в расчете на душу населения примерно 275 долларов, что ставит нас в один ряд со слаборазвитыми странами Африки. Но даже этот показатель распределяется крайне неравномерно; учитываются в основном интересы правящих кругов. Самую незащищенную часть населения Абхазии от угрозы голода избавляют поступления по гуманитарной линии. Так, по некоторым данным 19 тыс. человек выживают благодаря помощи Красного креста, а еще 7 тыс. наших сограждан питаются за счет МККК.
При этом надо учитывать, что по разным оценкам, малоимущие составляют 96-98% всего населения республики.
Ключевой отраслью экономики страны на сегодня является сельское хозяйство, на которое приходится 66% всего нынешнего ВВП Абхазии. По оценкам специалистов, имеющиеся плантации многолетних культур и пашни используются на износ, и уже сегодня требуются значительные инвестиции для того, чтобы поддержать отрасль хотя бы на существующем, уровне. В целом необходимо отметить, что такой высокий удельный вес сельского хозяйства в ВВП Характерен, увы, для нищих стран.
Промышленность составляет 18% от ВВП. Она базируется в основном на реализации леса и угля. Масштабная и практически бесконтрольная вырубка леса наносит невосполнимый урон курортному потенциалу республики. Следует заметить, что промышленная вырубка леса была запрещена еще в 1978 г. Допускалась она лишь в небольших объемах и носила в основном санитарный характер, Сегодня же уникальные породы деревьев в виде пиломатериала бесконтрольно вывозятся главным образом в Турцию. Таким образом уничтожена значительная часть лесных массивов в Абхазии. За послевоенный период лесная площадь у нас сократилась с 492 тыс. га до 384, то есть на 108 тыс. га.
Третье место в структуре ВВП занимает торговля, на которую приходится-11%. Спросом пользуются, в первую очередь, продукты первой необходимости. Рост торговли, как известно, неразрывно связан с покупательной способностью населения и невозможен без роста в других отраслях (особенно в сфере услуг и курорта). Именно сфера услуг является в современном мире главным бюджетообразующим фактором в нормальных в экономическом отношении странах. В нашем случае на нее приходится лишь 5% ВВП. Вот и судите.
Официально других источников дохода у Абхазии нет. Разумеется, без учета производства и продажи наркотиков, оружия и боеприпасов, продажи людей и т.д. и т.п. Консолидированный госбюджет Абхазии на 2003 г. составляет порядка 13.5 млн. долларов. Состоит он из двух уровней: республиканского и местного. Примерно около 70% приходится на долю республиканского бюджета, остальные тридцать на местную управу.
Основные поставщики денег в государственную казну - это таможенные сборы, налог на добавленную стоимость и акцизы. На них приходится более 2/3 дохода бюджета республики. Незначительную часть дает налог на прибыль. Серьезных поступлений в казну не наблюдается и. от налога на имущество, что также характерно для отсталых стран, ведь в развитых государствах основными источниками дохода являются подоходные налоги, налоги на выплаты для целей социального страхования и доходы корпораций. А поступления от таких видов, которые преобладают у нас, весьма мизерные. Один из главных показателей экономической стагнации Абхазии, это низкая доля налога на промышленную прибыль, которая почти не растет. При этом бюджет республики особой прозрачностью не отличается. Практически постоянно по многим направлениям не указывается источники поступлений. То же самое можно сказать и о расходной части бюджета. Порой не уточненные части доходов и расходов составляют более 70%. Вне всяких сомнений, расходные статьи бюджета предназначаются главным образом для содержания административного аппарата.
Возвращаясь к таможенной политике, необходимо отметить, что у нас в отличие от международной практики установлены высокие экспортные налоги. А импортные весьма незначительны. Таким образом, 70 процентов доходов от таможенных сборов приходятся на экспорт. Комментарии, как говорится, излишни.
В целом же роль такого бюджета в социально экономической жизни республики весьма несущественна. Можно смело утверждать, что более двух третей всех финансовых операций находятся в тени.
Из рук вон плохо в Абхазии была проведена и первая приватизация. Самые лакомые куски, как говорится, "урвали" те, кто имел выход на государственные органы. В подавляющем большинстве это те, кто менее всего планировал использовать объекты приватизации по прямому назначению, а рассматривал их как эффективный способ вклада на перспективу. Низкий налог на имущество (0.2) способствовал тому, что новые владельцы не очень беспокоились за их судьбу, и сдавая балансы, оплачивали символический налог на имущество. А те же, кто реально мог бы и хотел работать, оказались не у дел.
Одновременно проиграло и государство, для которого, как уже отмечалось, одним из основных налогов является НДС, а он образуется только в результате хозяйственной деятельности. Поэтому куда логичнее здесь выглядит сохранение низких ставок основных, налогов и повышение ставки налога на имущество, как инструмента по стимулированию использования приобретенных объектов по прямому назначению.
Естественно, есть предприятия, которые не в состоянии заплатить этот вид налога. В этом случае, руководству таких предприятий надо бы избавляться от избыточного имущества, путем передачи его другому владельцу, который сумеет использовать его эффективнее, то есть наладит производство. Вообще же, разумнее было бы обложить стабильными налогами все виды доходов, а недвижимость богатых слоев населения прогрессивными налогами.
Кроме того, на наш взгляд, необходимо освободить от налогообложения всю прибыль, идущую на реинвестирование производства, при обеспечении целевого направления инвестиций. Так как отмена налога на реинвестированную прибыль должна стимулировать экономический рост, привести к созданию множества новых рабочих мест и общему росту благосостояния. Более того, от налога на прибыль должны освобождаться любые инвестиции абхазских компаний.
Все эти меры поощряют также приобретение современных высокотехнологических машин и оборудования. Но все это должно подтверждаться соответствующими проводками бухгалтерского учета.
Поскольку у такого маленького государства, как Абхазия, много конкурентов, то один нестандартный шаг может означать, что многие решения будут приняты именно в нашу пользу.
Неразвитость банковской системы также свидетельствует о стагнации в рыночной экономике. На сегодня в Абхазии функционируют 15 государственных и коммерческих банков. В их кредитном портфеле около 3 млн. долларов. Очень высоки кредитные процентные ставки от 5 до 15%. Это создает барьер широкому кругу предпринимателей к банковским кредитам. Крайне невелики и вклады населения, а значит, финансовое обеспечение банков производится главным образом за счет зарубежных источников.
Да и Национальный банк РА не несет тех регулирующих и надзирающих функций, которыми он должен обладать. То есть он не контролирует и не лицензирует работу коммерческих банков. Фактически его деятельность в этом направлении заключается в регистрации кредитных организаций, которые представляют еиу, опять-таки, коммерческие банки. Профильных банков (типа строительного, аграрного, ипотечного и т.п.) вообще в республике нет.
Что касается внешней торговли Абхазии, то здесь основные партнеры Россия и Турция, а также немного Канада. Пожалуй, по объемам инвестиций в экономику Абхазии Турция пытается активно конкурировать с Абхазией, и порой успешно это делает. Так, с турецкими компаниями подписаны два проекта по добыче Ткуарчальского угля на 10 лет.
В результате выполнения этих проектов, которые уже действуют, республика должна за десять лет получить около 136 млн. долларов. К сожалению, на общем фоне событий в экономической жизни Абхазии, невольно приходится усомниться в том, будут ли использованы эти средства по назначению.
А так, как видно, реальная возможность есть. Что касается Канады, то она совместно с турецкой фирмой занимается подъемом Бзыбского ДОКа. А Гулрыпшский ДОК - это уже совместная российско-абхазская компания. В целом же Россия все же остается на сегодня основным торговым партнером Абхазии. Тем не менее, торговый баланс республики продолжает оставаться отрицательным. То есть, импорт приблизительно в два раза превышает экспорт.
Активность российских инвестиций в последнее время наметилась в сфере курортного хозяйства. Туристическая индустрия Абхазии состоит из 36 объектов. Лидирует здесь Гагрский район, на долю которого приходится больше всего совместных российско-абхазских предприятий.
Так, из 21 действующей здравницы нет ни одной, где бы не присутствовал российский капитал. Более того, есть такие здравницы, которые полностью принадлежат российским инвесторам. Общее количество отдыхающих за 2002 г. составило порядка 25 тыс. человек. А численность туристов достигло за тот же год 91.7 тыс. человек, из которых 47.5 тыс. посетили Новоафонскую пещеру. Резервы как мы видим есть и здесь, причем весьма значительные.
Необходимы очень серьезные реформы в экономической сфере. В республике основными субъектами экономики являются крупные государственные компании, а малый бизнес практически не развивается.
Это означает, что мы движемся в направлении картельной системы. Ибо крупные компании легче коррумпировать, они все монополизируют, что идет в полный разрез с основными принципами рыночной экономики.
Кроме того, они не в состоянии обеспечить экономически активное население(40% жителей республики) необходимым количеством рабочих мест.
Именно поэтому и следует развивать и малый бизнес, на долю которого в ВВП развитых стран приходится порядка 60%. Следовательно, необходимо как можно скорее принять закон о малом бизнесе, то есть, о его развитии и защите. Потенциал абхазского внутреннего рынка также довольно большой.
Именно от его развития зависит экономическая устойчивость любой страны. А все ссылки на то, что внутренний спрос у нас невысок и слабо платежеспособен, не выдерживают критики.
В Абхазии достаточно большим спросом пользуется мясомолочная продукция, потребность в которой частично удовлетворяется за счет импорта. Здесь главная причина заключается в другом, а конкретно - в неспособности или нежелании руководства фермерских хозяйств поставлять на внутренний, рынок надлежащее количество и хорошего качества продукции, при сохранении умеренной цены.
Куда проще продавать сырье и полуфабрикаты оптом на экспорт, не думая о продвижении продукции на рынке Абхазии, и не рекламировать ее:
Целесообразно создать специальный инвестиционный фонд для финансирования, реконструкции и строительства АПК, для чего 1 % налоговой ставки направлять на эти цели.
Кроме того, необходимо ввести госзаказ основных видов сельхозпродукции и беспроцентное кредитование сельского хозяйства. Выдача кредитов на закупки посевного зерна, сельхозмашин и ГСМ.
Освободить на неопределенное время продукцию сельского хозяйства от налога на прибыль, а также частично дотировать сельхозпроизводство и фермерство, прежде всего менее благоприятных для ведения сельского хозяйства районах. (Необходимо отметить, что 60% пахотных земель у нас вообще не обрабатывается - чем не резерв?)
Необходим также государственный протекционизм для повышения потребительского спроса. Это достигается за счет роста оплаты труда для начала в 3-4 раза. А также сокращения разрыва между доходами элитной части (составляющей порядка 1 %), и других групп населения.
Целесообразно уже с 2004 г. ввести нижний предел заработной платы, индексируемый ежеквартально, в соответствии с реальным прожиточным минимумом. При этом, обеспечивая долю оплаты труда в ВВП не менее 30%. В 2004-2007 гг. разрыв между нижней и верхней границами среднедушевого дохода, должен составить не более 4-5 раз.
А заработная плата, с учетом динамики экономического роста и увеличение производительности труда в отраслях экономики, должна пропорционально повышаться.
К числу экстренных мероприятий для выхода республики из кризиса следует отнести:
Государство должно регулировать рынки продукции естественных монополистов на основе рентного налогообложения. Одновременно следует ввести этот вид налогообложения на сверхдоходы обрабатывающих предприятий и сферы услуг (до 100%) при инфляционном росте цен на продукцию свыше предусмотренных госбюджетом, направлять эти средства целевым назначением на поддержку базовых отраслей экономики.
Одним из главных направлений должно стать массовое кредитование банками развития производства. Проценты по вкладам частных лиц должны освобождаться от подоходного налога, что поощряет вложение денег именно в местные банки. Ипотечное кредитование производства целесообразно осуществлять государственному Сбербанку по фиксированным процентам, под инвестиционные проекты, прошедшие госэкспертизу и обеспеченные гарантиями республиканского правительства, а в районах - под гарантии местных администраций, и на основе утвержденных мэрами проектов. Для чего надо принять соответствующие законы. Прежде всего, государство должно поддерживать предприятия легкой и пищевой промышленности, а также малые (венчурные) фирмы.
Для того чтобы бюджет стал социально ориентированным, принцип рыночной экономики был реализован, необходимо реформировать налоговую систему, принципиально упростив ее, и перевести налоговый гнет с производства на потребление.
Для этого, как уже говорилось выше, надо прежде всего обложить стабильными налогами все виды доходов, а недвижимости богатых слоев населения прогрессивными налогами.
Воспроизводимое национальное богатство, находящееся в собственности населения, должно давать государству стабильные налоговые доходы. Так на продукцию, работы и услуги можно ввести один налог, так называемый налог на валовой доход по ставке 12-15 %.
Следует ввести рентное налогообложение в сфере эксплуатации природных ресурсов и интеллектуальной собственности. По мнению ряда авторитетных ученых, в частности Д.С. Львова, дополнительные доходы в бюджет, а именно порядка 1/3, можно получить за счет рентных налогов на ресурсный потенциал страны: городские земли, недвижимость, вино водочную продукцию, табак и предметы роскоши.
Причем, рентное налогообложение сверхприбылей любой предпринимательской деятельности (то есть при превышении предельной нормы прибыли на капитал) следует ввести вместо налога на прибыль. При этом разумно предусмотреть освобождение от этого налога всех предприятий, направляющих полученную сверхприбыль на развитие производства.
Все налоги, носящие социальную направленность, в дальнейшем распределяются согласно их использованию (в пенсионный фонд, на медстрахование и т. д.). И их следует объединить в единый социальный налог.
Для предприятий сферы торговли и услуг, в том числе финансовых - в фиксированных суммах с каждого конкретного предприятия с учетом видов деятельности и ее масштаба, ввести единый налог на вмененный доход (патентный сбор). Этот налог - специальный, фиксированный, его берут авансом независимо от конкретных результатов деятельности предприятия. Этим он и напоминает плату за патент. Налоги должны быть прогрессивными и взиматься со всех видов сверхдоходов и недвижимости (выше прожиточного минимума на одного члена семьи).
Кроме того, следует ввести прогрессивный налог на расходы богатых слоев населения, превышающие средний уровень потребления. В рыночных условиях поступления в бюджеты должны обеспечиваться доходами и дивидендами государственных и муниципальных предприятий.
Государственный протекционизм должен осуществляться в целях кардинального повышения инвестиционного спроса путем приоритетного развития социально значимых отраслей экономики: сфера услуг и малого предпринимательства на основе льготного кредитования, субсидий, таможенных и импортных квот, налоговых льгот по снижению НДС, тарифной защиты, введения прямого госзаказа на поставку сырья. При этом долевое участие прямых с учетом раздела продукции (не более 50%). Государство должно стимулировать продажу отечественных товаров в кредит при одновременной поддержке фирменной торговли, заготкооперации, а также создание современной маркетинговой рыночной инфраструктуры.
Значит, социальные инвестиции должны быть ориентированы на человеческий фактор, в первую очередь на развитие системы комплексного образования и повышения квалификаций кадров, повышения социального обеспечения работников инновационной сферы, науки и образования, создания всем слоям населения жизненно необходимых условий и т.д.
Ведь бюджет формируется за счет средств налогоплательщиков, а значит, главная забота государства -направить эти средства на накопление высокоинтеллектуального человеческого капитала.
Опубликовано 29 октября 2003 года