16:38 / 27.09.2003В горы возвращается жизнь

Из-за того, что военная обстановка в горах день ото дня накалялась, гибли и исчезали без вести люди, гонимые страхом за жизнь, многие горцы из Ножай-юртовского, Веденского и части Курчалоевского района стали покидать свои дома и уходить в Ингушетию, в плоскостные села и города Чечни. Опустели аулы Центорой, Хашки-Мохк, Гансолчу Ножай-юртовского района, (Макажой, Кезеной, Джани-Ведено, Верхние, Средние и Нижние Курчали, Ширди-Мохк, Гезенчу, Зюрхи и др. Веденского района. По несколько семей остались в с. Тазен-кала, Белгатой, Эрсеной... Аулы Нохчий Мохка (чеченской земли, Ичкерии) покинул почти каждый второй житель. "Позарастали стежки-дорожки", где раньше кипела полнокровная жизнь. Остались без присмотра святые места вайнахов и старинные кладбища наших предков, разрушаются памятники культуры...

Все это тяжело переживают горцы, жаждавшие вернуться в родные аулы после того, как нормализуется жизнь в горах. Многие из беженцев не находили жилье, место работы, не имели средств к существованию, лишились скота, не имели возможности заниматься сельским хозяйством. Тоска по вынужденно покинутым аулам томила их. Но они знали пословицу предков о том, что после морозной и темной ночи обязательно наступает рассвет в горах. И не ошиблись.
 
Первые возвращенцы в покинутых аулах появились летом этого года. Мне трудно передать словами, как рыдали женщины, увидев свои дома, с какой радостью дети школьного возраста об ходили свои дворы, школы, смотрели на заросшие травой улицы и площади родно го аула.

Радость и слезы тех, кто вернулся к очагу своих предков мне пришлось увидеть два раза - летом 1957 г., после первой депортации, и летом 2003 г. - после второй "депортации".

В разрушенное село Гансолчу вернулись около 30 семей. До войны в селе проживало 832 человека или более 120 семей. Вернулся в аул и глава администрации Бийсалу Закриев. С его по мощью удалось арендовать помещения под школу и первого сентября посадить за парты всех детей школьного возраста. А районный отдел образования обеспечил школьников книгами. В ауле по ночам темно, но подготовка к проведению электроэнергии уже ведется. Отремонтирована и дорога, ведущая в аул.

Вернулись около 50 семей в Верхние, Средние и Нижние Курчали. Электрическое освещение этих аулов уже налажено. С вершины горы Телип-Гала видны все три аула и дети, играющие на улицах. С минарета мечети раздается голос муэдзина, зовущего мусульман к пятничной молитве. Отрадно отметить и то, что вернувшиеся жители первым долгом занялись наведением порядка вокруг зиярата Берса-Шейха.

Сложнее обстановка в соседнем ауле Центорой. Из более чем 500 жилых домов в ауле и хутора Чаганки, пригодными для жилья остались 20-30 домов. В ауле живут 6-7 семей, но вернувшихся было бы гораздо больше, если бы были целы их жилища. Аул полностью, можно сказать, в беде. Разрушена школа, заниматься в школе дети вернувшихся беженцев не могут. Но многие жители к зиме все-таки стараются вернуться.

- Сейчас идет подготовка к выплате компенсаций за разрушенное жилье. У жителей аула после ее получения будет возможность восстанавливать свои дома, - говорит глава администрации села Абдурахман Манаев.

Действительно, после долгой ночи наступает рассвет. Забрезжил "свет в конце тоннеля".

При встрече горец задает вопрос своему кунаку: "Ты слышал? Наши возвращаются". Появилась улыбка на лицах горцев. Это радует нохчмохкоевцев. Значит, даймохк-земля отцов будет жить. Дай Аллах!

Автор: