Каждый новый день войны приносит сообщения о жepтвax, чаще бессмысленных, ничем неоправданных. И все чаще вспоминается Толстой, писавший о том, что во времена Кавказской войны чеченцы не могли понять бессмысленной жестокости русского воинства. Это происходит и сегодня, с той лишь разницей, что самые страшные злодеяния генерала Ермолова, дотла сжигавшего чеченские селения, представляются не такими ужасными, по сравнению с тем, что позволяют себе нынешние российские офицеры. Тысячи пропавших без вести, превращенные в пыль и пепел города, села, никем не подсчитанные неисчислимые потери среди мирного населения - кто и когда даст всему этому оценку?
Идеология войны - это не то, что пишут в газетах, говорят по радио. Идеология войны - это способы ее ведения, методы обращения с противником, это политика в отношении невоюющей части населения. Ни в одном из этих аспектов нынешнее российское государство не выглядит сколько-нибудь прилично. Еще в начале антитеррористической операции на Северном Кавказе звучали слова о том, что нельзя мочить всех подряд в сортирах, что народ нельзя смешивать с грязью, что излишняя жестокость, незаконные способы, методы уничтожения людей, если даже они виновны в чем-то, вызовут ответную реакцию, будут способствовать росту сопротивления, что втаптывание целого народа в грязь не испачкает народ, но приведет к молчаливому невосприятию освободителей, отторжению новой власти.
Все было тщетно. За считанные часы стирались с лица земли селения, десятками, сотнями уничтожались ни в чем неповинные люди. Генералы, офицеры, руководившие такими действиями, представлялись к самым высоким государственным наградам, вплоть до звезды "Героя России". Иные из этих генералов, наиболее безжалостные, жестокие, бесчеловечные, с головы до пят в крови своих невинных жертв, пересели с брони в губернаторские кресла. И этого страна не стыдится, даже не краснеет. А ведь не всегда было так. В начале прошлого века, во времена гражданской войны, ни один белый офицер не был представлен к награде, ибо государственные мужи того времени считали, что гражданская война - сама по себе позор для государства, награждать воинов, отличившихся в боях с соотечественниками, по меньшей мере, неприлично.
А что сегодня? "Бравые" солдаты, офицеры, генералы по телевизору говорят о своих заслугах, с гордостью демонстрируют ордена и медали. Но люди-то, особенно в Чечне, в соседних с ней регионах, знают, с кем и как они воевали, что мишенями для них были безоружные люди, что доблесть их проявлялась при зачистках мирных сел. Если и есть участники настоящих боев, то это значит бой регулярной, оснащенной самым современным оружием армии против плохо организованных, вооруженных только автоматами да гранатометами малочисленных групп боевиков! Если в армии нашлось столько отличившихся в боях солдат и офицеров, почему война продолжается годами? Почему великая держава не может справиться с кучкой отщепенцев?..
... После последних терактов в Москве объявлена борьба с шахидами. Это, опять-таки, не война с явлением. Скорее, это борьба с последствиями собственных действий. Именно об этих последствиях говорилось в то время, когда пропадали задержанные во время зачисток люди, когда во множестве обнаруживались останки невинно замученных, когда трупы похищенных из собственных домов со следами безжалостных пыток находили в лесополосах, садах, в придорожных канавах, на свалках. Матери умоляли сказать, где их дети, жены искали мужей, отцы сыновей... Власть глухо и упорно отмалчивалась, но не переставала применять израильские методы. Стоит ли теперь удивляться тому, что произошла "палестинизация" сопротивления. В древности говорили, что посеявший ветер пожнет бурю. Именно это и происходит сегодня. Безответственная, безнравственная политика отдельных представителей государства оборачивается трагедией тысяч граждан России и Чечни, оказывающихся жертвами террористических вылазок отчаявшихся людей.
Опубликовано 14 октября 2003 года