16:15 / 21.10.2003Свежий взгляд на старую проблему. "Эй, в маске, открой личико!"

(Из истории терроризма, возведенного в ранг государственной политики)

Мрачное словосочетание "похищение человека" прочно вошло в повседневный лексикон. Само существование этого понятия в начале третьего тысячелетия новой эры заставляет усомниться в прогрессе человечества, его цивилизованности. Похищали, брали людей в заложники еще в Древнем Риме. Но кого и как? В захваченных странах римляне отбирали у местных правителей сыновей, увозили к себе на обучение, "приобщая" их к ценностям цивилизации. При этом преследовались две цели: держать в повиновении царьков новых провинций и подготовить будущего правителя этого края в духе преданности и верности метрополии.

Позднее, в ходе колониальных войн, практика похищения людей, захвата заложников, получила гораздо более широкое распространение, да и видоизменилась. Англичане в Индии, французы в Северной Африке брали в плен местных жителей и держали до тех пор, пока затеянные с позиции силы переговоры не завершались на условиях колонизаторов. В ходе второй мировой войны фашистами также применялась практика взятия заложников из числа местных жителей, как метода борьбы с партизанами, и в качестве возмездия за боевые действия патриотов в тылу. Обычным делом были казни заложников.

Эта бесчеловечная практика подтолкнула мир к принятию в 1949 году Женевской конвенции "О защите гражданского населения во время воины". Документ запрещает взятие заложников, похищения людей, подчеркивается, что это правило входит в "минимум" положений, соблюдение которых обязательно для всех воюющих.

Однако, как мы все видим на собственном опыте, конвенция для тех, кто творит произвол и беззаконие - не более чем бумажка.

У России богатый опыт захвата и уничтожения заложников. Аманаты, то есть заложники, брались, например, в Кавказскую войну. Большая советская энциклопедия (1933 года) свидетельствует: "Красная армия была вынуждена брать заложников из буржуазной (кулацкой) части населения с целью воздействовать на антисоветские элементы населения".

В "Вестнике НКВД" в 1918 году сообщалось, что наркомат дал указание на места "немедленно арестовать всех правых эсеров, а из буржуазии и офицерства взять значительное количество заложников". После покушения на Ленина и убийства Урицкого были арестованы и казнены тысячи заложников, не имевших отношения к этим актам террора. Волна расстрелов прокатилась по всей России. В 1918 году Постановлением Реввоенсовета ЧК и НКВД было рекомендовано брать заложниками и похищать крестьян тех местностей, где расчистка снега с железнодорожных путей "производится не вполне удовлетворительно", с тем, что "если расчистка снега не будет произведена, то они будут расстреляны". В 1920 году постановлением Совнаркома решено брать заложниками социал-демократов. Как теперь выясняется, выстрелами в затылок "кончал" заложников и создатель "Тимура и ею команды".

Бесчеловечные, противоправные акции оправдывались "необходимостью". Нынешние поколения взяли этот опыт на вооружение, и смело пошли дальше. "Мины" революционной вседозволенности практически ежедневно взрываются в Чечне. Порочной, но все же вполне реальной нормой повседневной жизни, стала врываться по ночам в масках в дома жителей, захватывать и уводить под дулами автоматов заложников, которые затем бесследно исчезают.

В то же время, мы все хорошо знаем и помним, как в подобных ситуациях действуют в других государствах. Когда иранцами была захвачена группа американцев, тут же снаряжается и направляется для их освобождения отряд "коммандос". Возникла угроза для жизни и здоровья израильтянина - начинаются чуть ли не широкомасштабные боевые действия. Что делать, как поступать России? Однозначного ответа нет. Но невозможно забыть и времена, когда "рука Москвы" была достаточно длинной. В качестве примера можно вспомнить два убийства: Троцкого в Мексике и Бандеры в Мюнхене... А что сейчас, руки коротки или разучились? Нет, конечно, не разучились. Скорее всего, кому-то очень выгодно, чрезвычайно важно, чтобы ночные "чикатилы" в Чечне действовали абсолютно безжалостно и безнаказанно.

Отвечать сегодня террором на террор дело, конечно, недостойное для цивилизованного государства. Несмотря на все обстоятельства и соображения политического или чисто военного характера. Ясно и другое: если бы после любого похищения хотя бы один раз последовали решительные и бескомпромиссные действия, то похитители, прежде чем вновь посягнуть на жизнь, права и свободы граждан, сотни раз задумались бы, стоит ли игра свеч, по зубам ли им затеваемое? Если бы похитители знали, что у правоохранительных органов есть отработанная схема раскрытия подобных преступлений и жесткого наказания похитителей, то и вовсе не стали затевать "игрища" с властью. Пока же борьба, видимо, с кем-то санкционированными похищениями ведется на словах, а не на деле.

Опубликовано 14 октября 2003 года

Автор: