В минувшие три дня в Ставрополе прошли сразу три крупных встречи, посвященных проблемам миграции. Их организовали институт повышения квалификации работников МВД, сельхозакадемия и госуниверситет - каждый в своих собственных стенах, но со схожим кругом участников и поднимаемых проблем. Правда, в двух случаях это были "круглые столы", а в одном - конференция.
На каждом мероприятии присутствовали иностранные гости, представлявшие Евросоюз в целом и отдельные его страны, в частности, Голландию и Швейцарию. На каждом выступали ответственные краевые чиновники (больше всего "досталось" Юрию Костюкову - главе миграционного подразделения ГУВД). Да и доклады зачитывались по очень схожей проблематике, а иногда - одними и теми же учеными. Так что первый результат всех трех встреч - налицо. Это несогласованность действий разных структур, занимающихся миграционными и межнациональными проблемами. Ведь если бы существовал хоть какой-то координирующий подобные мероприятия совет, время и деньги можно было бы потратить с гораздо большей пользой.
Возможно, столь пристальное внимание к миграционной проблематике вызвано весьма прозаическим обстоятельством, связанным с финансами. Как известно, у России нет особых средств на осуществление миграционной концепции, принятой в нашей стране сравнительно недавно. И тут любая помощь со стороны - только во благо. Именно такую помощь вроде бы готовы оказать нам европейцы - как в рамках официальных программ Евросоюза, которые на этот раз представлял нам голландец Ари Блуд, так и со стороны различных общественных, правозащитных организаций - в частности, швейцарской "Дорога свободы".
Господин Блуд готов оказывать содействие миграционной службе, которая с недавних пор переведена в структуру МВД и стала одним из крупных гражданских подразделений этого полувоенного ведомства. Швейцарцы работают в части содействия обучению, трудоустройству, защите прав человека. Однако и те, и другие пока направляют деньги на "изучение ситуации", то есть ученым и иногда чиновникам, которые проводят для них весьма важные исследования.
И это, конечно, хорошо. Иначе откуда мы узнали бы, что у мигрантов не хватает жилья. Что они не могут устроиться на работу по специальности, так как выезжали, в основном, из городов, а жить приходится в сельской местности. Что пенсионерам из мигрантов живется хуже, чем их сверстникам из местных, и так далее, и тому подобное. Остается надеяться, что в ближайшем будущем дело перейдет от "изучения проблемы" к решению этой самой проблемы. То есть к помощи конкретным людям, страдающим от полной своей неустроенности.
Опубликовано 8 октября 2003 года